2023 № 1
Статьи
Аннотация
Один из наименее изученных домонгольских русских памятников – храмовый образ Богоматери Умиления, поступивший в Русский музей из собрания Н. С. Большакова, утратил сведения о происхождении и по преданию был привезен из Старой Руссы. Иконография отличается редким изводом с высоко поднятой фигурой Христа и дополнительным платом на главе Марии, видимо, отразившем особое почитание влахернских реликвий Ризы и скуфьи в Новгороде. Манера исполнения живописи с широким применением олова для фона, полей, одежд не имеет аналогий, но вписывается в технологические особенности иконописи XIII в., когда этот металл стали широко применять, заменяя им серебро и золото.
Художественный стиль иконы продолжает традиции позднекомниновского экспрессионизма и находит близкие параллели в росписи церкви Спаса Преображения на Нередице в Новгороде (1199), как в образности ликов, так и манере исполнения, что подтверждает ее новгородское происхождение. Однако многие черты искусства мастера, в том числе иконографические приметы, свидетельствуют о создании произведения позже – в начале – первых десятилетиях XIII в., когда происходят существенные изменения в объемно-пространственном, колористическом и эмоциональном решении.
Ключевые слова:
Икона, иконография, техника иконописания, Богоматерь Умиления, Великий Новгород, художественный стиль, XIII век, Русский музей
Аннотация
Икона-пядница «Богоматерь Умиление» (СПГИХМЗ) упоминается в научной литературе как список с «Богоматери Донской». Однако от иконографии этого образа ее отличает ряд особенностей, которые существенно изменяют основную идею произведения. В данном изводе подчеркнута страстная тематика, так как Богородица представлена в движении, несущей Младенца, как в сцене «Сретение». Стилистически это решение подчеркивает присущая памятнику экспрессия, выраженная через динамическую композицию, контрастную светотеневую живопись ликов, что прежде заставляло исследователей связывать памятник со школой Феофана Грека. Представленный в статье анализ художественных особенностей иконы-пядницы и приведенные аналогии позволяют отнести ее к произведениям московской традиции, отражающей этап палеологовского искусства 1410–1420-х гг.
Ключевые слова:
Богоматерь Донская, Богоматерь Почаевская, иконография, Троице-Сергиева лавра, позднепалеологовское искусство.
Аннотация
Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, в котором сохранились иконы Андрея Рублева и для которого была написана знаменитая «Троица», – один из самых известных и в то же время мало изученных живописных комплексов средневековой Руси. Главное внимание всегда уделялось иконам трех средних ярусов. Местный ряд и находившиеся в нем иконы-пядницы, известные по монастырским описям, привлекали внимание в несравненно меньшей степени. Храмовые образы, написанные непосредственно для иконостаса и составлявшие его основу, с течением времени дополнялись другими иконами, поступавшими в монастырь. Согласно Описи Троице-Сергиева монастыря 1641 года, в местном ряду иконостаса находились келейные иконы преподобного Сергия Радонежского. Справа, возле его раки, – царские вклады и моленные иконы. Напротив восточного столба были расположены иконы с изображением патрональных святых царской семьи. Цель работы – попытка реконструкции и идентификации икон местного чина иконостаса Троицкого собора в соответствии с Описью 1641 г.
Ключевые слова:
Троицкий собор, Троице-Сергиева лавра, икона, иконостас, местный ряд, иконы-пядницы, Опись Троице-Сергиева монастыря 1641 года, реконструкция
П. А. Алешин. Новые сведения об Алевизе Фрязине (согласно новейшей итальянской историографии)
Аннотация
В статье анализируются новые архивные источники, касающиеся биографии Алевиза Фрязина в контексте полемики об имени и происхождении мастера и в контексте его деятельности в России. В качестве приложения приводятся русские переводы этих источников, опубликованных итальянским историком Г. Сирони в 1993 г.
Ключевые слова:
Алевиз Фрязин, Алоизио да Каркано, Алевиз Новый, итальянские архитекторы в России, московский Кремль, Ренессанс
Аннотация
Статья посвящена верификации сведений о строительстве в Возмицком монастыре в середине XVI века. На основании повторного прочтения источников выстраивается достоверная хронологическая канва храмоздательства в этой обители. За границы проблематики выводятся источники, в действительности не имеющие отношения к строительству и благоукрашению собора Рождества Богородицы. Опровергается по-прежнему распространенное в искусствоведческой литературе мнение о связи строительства и росписи соборного храма с ктиторством князей Старицких.
Ключевые слова:
русское зодчество XVI века, трапезная, собор, князья Старицкие, Волоцкое княжество, Волок Ламский, запрестольный крест, храмозданная летопись
Аннотация
В работе — на примере выразительного казуса имянаречения представителя знатного рода Головиных — описываются общие принципы выбора двух мирских христианских имен для одного и того же человека и обсуждается возможность взаимообусловленности этих антропонимов. Продемонстрировано, в какой степени имена определяются датой появления ребенка на свет, отмечается общая роль календаря в системе индивидуального благочестия людей русского Средневековья. Особенное внимание уделяется фигурам тезоименитых святых, становящихся личными небесными покровителями нарекаемого, и иконам, связанным с днем рождения того или иного лица.
Ключевые слова:
допетровская Русь, историческая ономастика, мирская христианская двуименность, выбор имени, культ патрональных святых, церковный календарь, иконы, братья-мученики Маккавеи и их наставник Елеазар, крещение Руси, князь Владимир Святой, род Головиных
Аннотация
Образ св. Иоанна Предтечи в пустыне с дикими зверями появился в древнерусском искусстве во второй половине XVI в., в эпоху правления Ивана IV, когда особое почитание пророка в качестве патронального святого царя вызвало к жизни много новых изводов его иконографии. Возникновению данного сюжета на Руси предшествовала длительная традиция его бытования в изобразительном искусстве средневековой Европы. Сложившись в романском искусстве XIII в., образ Иоанна Предтечи со зверями был одним из знаковых сюжетов искусства Западной Европы, связанного с деятельностью нищенствующих монашеских орденов, особенно францисканцев и бенедектинцев, почитавших Иоанна Крестителя как основоположника аскетического монашества. Образ Предтечи со зверями был композиционно вариативен и мог нести различную смысловую нагрузку, в том числе благодаря развитой и многозначной символике персонажей бестиария. Это обусловило его популярность в европейском искусстве XIV–XVI вв. Появление данной иконографии на Руси стало плодом адаптации западноевропейского прототипа. Усвоение западной схемы укладывается в русло развития грозненского искусства послепожарного времени, на которое европейское искусство оказало значительное влияние, как стало известно благодаря исследованиям последних лет.
Ключевые слова:
Древнерусское искусство XVI века, эпоха Ивана Грозного, иконография св. Иоанна Предтечи, Иоанн Предтеча со зверями, бестиарий.
Аннотация
Образ Благоразумного разбойника, поступивший в собрание Музея русской иконы в 2019 г., судя по следам бытования, выполнял функцию двери в жертвенник. Стилистические признаки позволяют соотнести его с группой икон последней трети XVI в., происходящей из церкви Святителя Николая в Волосово Каргопольского района Архангельской области. Сравнительный анализ показал, что разбойник был написан той же рукой, что и образы апостола Павла (частное собрание), апостола Петра и Спаса Вседержителя (ГМОХКРС) и мученика Лавра (Музей икон в Реклингхаузене, Германия) из деисусного чина волосовской церкви. Близкие аналогии манере исполнения этих икон обнаруживаются в памятниках третьей четверти XVI в., происходящих из церквей Вологды. Ансамбль волосовских икон можно датировать около 1576 г., приурочив его создание ко времени, когда, вероятно, вновь отстроенная церковь была освящена.
Ключевые слова:
Благоразумный разбойник, дверь жертвенника, иконостас, Деисус, деревянное зодчество, церковь Св. Николая в Волосово, Каргополь, Вологда
Аннотация
В статье представлены новые данные по истории семи рукописей собрания Русского Археологического института в Константинополе, поступивших в 1931 г. в Библиотеку академии наук: РАИК 42, 51, 77, 113, 116, 125, 164. На основании греческих источников и идентификации библиотечной печати сделан вывод о принадлежности этих рукописей эфории школ г. Лариссы в 1872 г. и последующем приобретении представителями РАИК или их неизвестными посредниками.
Кроме того, печати, обнаруженные в рукописях РАИК 51 и 113, служат ранее неизвестным свидетельством их бытования в Лариссе после уничтожения библиотеки монастыря Св. Троицы (Св. Дионисия) на горе Олимп.
Ключевые слова:
Греческие рукописи, библиотечная печать, монастырь Св. Троицы, монастырь Св. Дионисия, монастырская библиотека, Олимп, Литохоро, Ларисса, Фессалоника, Русский Археологически й институт в Константинополе
М.В. Вилкова. Надгробные покровы последних Рюриковичей. К атрибуции драгоценных дробниц
Аннотация
Статья посвящена анализу трех надгробных покровов XVII столетия из собрания Музеев Московского Кремля, связанных с убранством гробниц Рюриковичей – царей Иоанна Васильевича IV и его сыновей царевича Ивана Ивановича и царя Федора Иоанновича. В статье анализируются вышитые на каймы тексты, в том числе, определен литературный источник текста на покрове царя Федора Иоанновича. Проведен анализ состава, иконографической программы, стилистических особенностей лицевых дробниц. Особое внимание уделено чеканной дробнице с образом святого великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора Иоанновича. Предполагаемая датировка дробницы – вторая половина XVI века.
Ключевые слова
Россия, XVI век, Архангельский собор Московского Кремля, придворные мастерские, соборная ризница, надгробные покровы, драгоценные лицевые дробницы.
Хроника
Дискуссии
Аннотация
Статья посвящена анализу материалов реставрации, в результате которой сложился современный облик собора Спасо-Прилуцкого монастыря. В результате исследования авторы приходят к выводу, что в 1960-е годы была реализована в натуре авторская гипотетическая реконструкция, исказившая облик уникального для Белозерья памятника 1530-х–1540-х годов. Представления о том, что в его объемно-пространственном построении было осуществлено сочетание традиционного для Белозерья завершения многорядными кокошниками со столичным пятиглавием, ошибочно. В действительности, собор обладал композицией фасадов, характерной для соборного строительства начала XVI столетия. Уникальным являлось перекрытие этого храма коробовыми сводами со слитыми подпружными арками, что не характерно для соборных храмов первой половины XVI столетия.
Ключевые слова:
Вологда, Спасо-Прилуцкий монастырь, русское зодчество середины XVI столетия, жалованная грамота, соборное строительство, коробовые своды со слитыми подпружными арками.
В. Д. Сарабьянов. Памятники Снетогорского монастыря по описи 1584–1588 годов
Хроника реставрации
А. Л. Гульманов. Выставка «Эллинские мудрецы» в Музее имени Андрея Рублева
Конференции
Г. П. Геров. Конференция «Архитектурная археология: материальный мир древних памятников» (Великий Новгород, 25–27 апреля 2023 г.)