2021 № 1

Статьи

И. А. Стерлигова. О древнейших перегородчатых эмалях со священными изображениями, созданных на Руси

Аннотация

Атрибуции перегородчатых эмалей с изображениями святых Ирины и Варвары из Старорязанского клада 1822 г. в ряду произведений древнерусской живописи второй половины XI в.

Ключевые слова

Древнерусские перегородчатые эмали, проблемы изучения, особенности технологии и стиля.

Д. А. Скобцова. О некоторых технико-технологических особенностях основного объема росписи Спасской церкви в Полоцке

Аннотация

В статье рассматриваются отдельные аспекты технологии и техники основного ансамбля фресок Спасо-Преображенского храма, созданного по заказу прп. Евфросинии Полоцкой. На наш взгляд, стилистические особенности живописи указывают на середину XII в. как на время ее появления. Однако среди историков искусства нет единого мнения относительно датировки архитектуры и стенописи Спасской церкви. Натурные обследования храма, которые были проведены в последние годы, подтверждают ранее предложенный тезис о том, что разрыва между строительством и выполнением росписи не существовало. В настоящей работе приведены данные об использовании полоцкими мастерами графьи и нетипичной для фресок разметки штукатурного грунта, а также выполнении ими подготовительного рисунка изображений.

Ключевые слова

Искусство византийского мира, живопись средневизантийского периода, изобразительное искусство Древней Руси, монументальная живопись домонгольского периода, фрески, технология и техника стенописи, Спасский храм, Евфросиниев монастырь, Полоцк, XII век.

И. П. Мокрецова. Инициалы «Бардевикского кодекса» 1294 года

Аннотация

Сборник законов г. Любека 1294 г., так называемый Бардевикский кодекс, в отличие от других книг городского права Ганзы, богато украшен инициалами, которые открывают каждую статью. 237 инициалов, орнаментика которых отличается как по рисунку, так и по разнообразию сочетаний насыщенных красок, лежащих на золотом фоне, были исполнены, по-видимому, несколькими художниками городской мастерской после окончания работы писца. Статья посвящена описанию и классификации инициалов кодекса. Аналогии декоративным мотивам встречаются в оформлении памятников дороманского, романского и византийского искусства: это мотивы спирали, пятилепестковые византийские крины, сердечки, пальметты, плетенки, арабески и др. Верхние и нижние концы удлиненных орнаментальных полос часто завершены готическими мотивами креста, шпица, фиала, шишки, крестоцвета, трифолия (более 30). Обширный и разнообразный орнаментальный репертуар Кодекса Бардевика позволяет считать его уникальным произведением книжного искусства, созданным группой городских художников.

Ключевые слова

Cредневековые иллюминированные рукописи, немецкие рукописи, орнамент, инициалы, реставрация пергаменных рукописей.

А. В. Яганов. Новый взгляд на хронологию каменного строительства в Чудове монастыре XIV–XV веков

Аннотация

Статья посвящена каменным зданиям Чудова монастыря Московского Кремля XIV–XVI вв. — церквям Чуда Михаила Архангела в Хонех и Алексия Митрополита. Автор предлагает собственную версию хронологии их возведения и переделок в этот период, отличную от ранее сложившихся. Кроме того, предпринимается попытка реконструировать обстоятельства обретения и перенесения мощей митрополита Алексия в течение XV в., непосредственно связанные со строительной историей Чудова монастыря.

Ключевые слова

Московский Кремль, Чудов монастырь, митрополит Алексий, архитектура XIV–XVI вв., монастырские церкви Чуда Михаила Архангела в Хонех и Алексия Митрополита.

Л. А. Беляев. Собор и кладбище. Высоко-Петровский монастырь (Москва): находки, утраты, методические ошибки 2010‑х годов. Часть первая

Аннотация

Первая половина статьи о проблемах датирования архитектурных сооружений методами археологии и эпиграфики. Также демонстрируются ошибки в работе реставраторов, наносящие ущерб сохранности остаткам подлинных конструкций и затрудняющие их датирование. Примером служит собор монастыря Петра Митрополита в Москве. Его дата в пределах 1510‑х гг. установлена благодаря натурному изучению. Также с помощью археологии удалось восстановить историю обстройки храма в XVII в. Однако при последней реставрации часть кладок была разрушена. Предлагается уточнить даты на основе сохранившихся надгробий, которые вторично использовались в XVI–XVII вв. Приводятся характеристика этих плит и чтение их надписей.

Т. М. Кольцова. «Святая Ветхозаветная Троица» Антониево-Сийского монастыря. 1536 (1538?) года. История памятника

Аннотация

Свято-Троицкий мужской Антониево-Сийский монастырь основан в 1520 г. недалеко от устья Северной Двины. Икона «Святая Ветхозаветная Троица» написана в 1538 г. основателем обители, преподобным Антонием (1478–1556). Первый деревянный Троицкий храм монастыря сгорел, но образ Троицы спасен от пожара. С иконой связано много чудес, описанных в Житии Антония Сийского. Она стояла над ракой святого и была украшена драгоценным окладом, подаренным патриархом Филаретом.

Ключевые слова

Икона, иконописец, Сийский монастырь, церковь, Святая Троица, культура Русского Севера.

Т. Ю. Царевская. Изображения новгородских святителей в «келье Иоанна» Владычной палаты: время и обстоятельства появления 1558. Часть вторая (окончание)

Аннотация

Устойчивая «двоица» новгородских святителей Никиты и Иоанна, вскоре после 1558 г. добавленная к древнейшему образу Софии Премудрости (в так называемом новгородском изводе), украсившему одну из ниш «кельи Иоанна» во Владычной палате Новгородского кремля, на протяжении последующих столетий претерпела неоднократные поновления. В статье рассматриваются этапы этих поновлений на основе анализа перемен в иконографии святителя Никиты. Фрагмент еще одного изображения возле ниши с этой росписью реконструируется как часть фигуры преподобного Евфимия Великого — небесного патрона строителя палаты, владыки Евфимия Вяжищского. В поздних поновлениях эта фигура была отождествлена с самим архиепископом. По сути, изображения, сгруппированные вокруг образа Софии Премудрости — как в «келье Иоанна», так и на других памятниках около середины XVI в., — не только запечатлели важный этап формирования новгородского пантеона святости, но отражают общественные и государственные идеи 1560‑х гг., направлявшие политику Новгорода в лице архиепископа Пимена в стремлении продемонстрировать свою верноподданность централизованной светской власти Москвы.

Ключевые слова

Монументальная живопись, фреска, святитель Никита Новгородский, святитель Иоанн Новгородский, архиепископ Евфимий Вяжищский, Владычная палата, иконография, Великий Новгород, древнерусское искусство, реставрация.

И. А. Шалина, В. В. Баранов. Атрибуция редкой иконы-таблетки XVI века

Аннотация

Статья посвящена атрибуции иконы-таблетки «Богоявление — Собор Иоанна Предтечи» (22,7 × 19,1) из Музея Русской иконы, прошедшей комплексное исследование в Гос. НИИР, выявившее особенности исполнения, степень разновременных вмешательств, технику письма. Уникальная иконография таблетки, сочетающей праздники, посвященные Иоанну Предтечи, позволяет говорить о значительной по составу серии лицевых святцев, отразившей процесс становления на Руси иконного образа, посвященного дню Собора Иоанна Предтечи (7 января). Особенности техники исполнения, художественный стиль и иконография связывают ее с псковским искусством 1540‑х гг.

Ключевые слова

Древнерусское искусство XVI века, иконы-таблетки, серии лицевых святцев, иконография Богоявления, иконография Собора Иоанна Предтечи, Псков.

А. Л. Баталов. Церковь священномученика Антипы Пергамского и ее место в периодизации строительства храмов с крещатым сводом

Аннотация

Статья посвящена определению времени сооружения храма Священномученика Антипия Пергамского у Больших конюшен. Близость к московским постройкам конца 1540‑х гг., соборам московских Симонова и Новодевичьего монастырей, а также собору киржачского Благовещенского монастыря позволяют датировать церковь концом 1540‑х — 1550‑ми гг. Принадлежность этому периоду подчеркивают и особенности трактовки интерьера, профилировки деталей, а также размеры маломерного кирпича. По особенностям композиции церковь Священномученика Антипия может быть поставлена рядом с собором московского Данилова монастыря 1561 г., возможно, также имевшим завершение в виде многорядных кокошников. Оба храма принадлежат архитектурной традиции, сформировавшейся в монастырском строительстве в середине XVI столетия и связанной с сооружением четырехстолпных построек, имеющих в основном конструкцию перекрытия в виде повышенных подпружных арок. В типологии же храмов с крещатым сводом начала — второй половины XVI в., в которой доминирует покрытие по трифолиям, церковь Священномученика Антипия занимает обособленное положение.

Ключевые слова

Русское средневековое зодчество, середина XVI столетия, бесстолпные храмы, крещатый свод, маломерный кирпич.

Ю. Н. Бузыкина. Ростовские святые в системе росписи Архангельского собора Московского Кремля 1652

Аннотация

В статье речь идет об изображениях ростовских святых, святителей и преподобного, в системе росписи Архангельского собора Московского Кремля. Ростовские святые в системе росписи Архангельского собора утверждают древность русской церкви как института и роль светской власти как инструмента распространения христианства.

Ключевые слова

Московский Кремль, Архангельский собор, древнерусское искусство, монументальная живопись, русское искусство XVII в., русские святые, Ростов Великий.

Н. В. Пивоварова. Серебряные раки русских чудотворцев XVII века. К вопросу о конструктивных особенностях и декоративном оформлении драгоценных рельефных надгробий при первых царях из династии Романовых. Часть вторая: произведения 1670‑х годов

Аннотация

Статья посвящена анализу широко известных произведений древнерусского среброделия — ракам русских чудотворцев. Автор сосредоточивает внимание на фрагментах рак преподобных Александра Свирского, Кирилла Белозерского, Пафнутия Боровского, Саввы Звенигородского, а также анализирует данные письменных и графических источников, имеющих отношение к их изготовлению, конструкции и переделкам. Предлагается новая датировка рак преподобных Александра Свирского и Кирилла Белозерского; впервые публикуются тексты, находившиеся на стенках раки Кирилла Белозерского. В исследовании использованы документальные источники архива Оружейной палаты, впервые вводимые в научный оборот.

Ключевые слова

Рака, рельефное надгробие, Серебряная палата, Александр Свирский, Кирилл Белозерский, Пафнутий Боровский, Савва Звенигородский.

Хроника

Хроника реставрации

А. М. Макарова, В. Б. Калашников, Ю. А. Сычева. Реставрационная хроника. Ноябрь 2020 — май 2021 года

Выставки

Л. В. Кондрашкова. «Кто ты, Господи?». Выставка в Музее имени Андрея Рублева

Ю. Н. Бузыкина. Русское поле экспериментов. Выставка «Аз Аввакум протопоп тако верую…»

М. А. Маханько. Презентация после реставрации иконы «Пророк Иоанн Предтеча ангел пустыни, в житии» из собрания Вятского художественного музея им. А.М. и В. М. Васнецовых

М. А. Маханько. Заступник с берегов реки Великой: Никола Великорецкий и другие образы святителя Николая Чудотворца из собрания Вятского художественного музея и частных коллекций

Рецензии

Л. И. Лифшиц. Рецензия на книгу О. А. Рыжовой Иконопись в художественной культуре Киева конца XVII–XVIII веков». Киев, 2020

Ю. М. Ходько. Theatrum biblicum. Библия Пискатора 1643 года из собрания Государственной Третьяковской галереи. М., 2020.

Дискуссия

А. В. Яганов. Е. А. Турова. Результаты археологических работ Древнерусской экспедиции Государственного Эрмитажа сезона 2018 года в контексте исследований комплекса дворца удельных князей в Угличском кремле // Археология Владимиро-Суздальской земли. Материалы научного семинара. Вып. 9. М., 2019. С. 129–140.

Е. Е. Фролова. Памяти И. П. Мокрецовой