2025 № 1

Статьи

Лифшиц Л. И. Икона Богоматери. XIII в. Италия или Византия?

Аннотация

Настоящая заметка представляет попытку сформулировать на основе сравнения двух икон Богоматери типа «Умиления» – византийской и южно-итальянской – представление о сути различий поэтики византийских и итальянских икон. Основное внимание автор уделяет рассмотрению принципов построения пространственных композиций, отмечает разное отношение византийских и итальянских мастеров к пластической форме и к трактовке связей между изображением и композиционным пространством. 

Ключевые слова

Византия, Италия, икона, композиция, фон, пластика, пространство, колорит, движение, образность 

Гладышева Е. В. Еще раз об иконографических особенностях, стиле и датировке росписи церкви Архангела Михаила «на Сковородке» в Новгороде

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению иконографической программы росписей и обоснованию новой датировки росписей храма Архангела Михаила «на Сковородке», полностью разрушенного в 1944 г., во время немецких обстрелов Великого Новгорода. Реконструкция этой программы осуществляется на основе реставрационных материалов 1937–1938 гг., сохранившихся в отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи. В результате анализа иконографии и стиля автор приходит к выводу о создании фресок храма в 1420-е годы, и о возможном участии в работе сборной новгородской артели приезжего греческого мастера. Об этом свидетельствует принципиальная близость системы росписей храма Архангела Михаила одному из самых известных памятников живописи византийского круга позднепалеоговского времени – церкви Богоматери Пантанассы в Мистре, украшенной около 1429 г.

Ключевые слова

Монументальная живопись, Великий Новгород, фреска, программа росписей, позднепалеологовский стиль, древнерусское искусство 

П.А. Алешин. Укрепления Московского Кремля и архитектурная теория в Италии XV века 

Аннотация

В статье анализируются укрепления Московского Кремля, построенные итальянскими мастерами при великом князе Иване III, в контексте архитектурной теории Италии XV века. Объясняется, почему не совсем корректно рассматривать их в контексте идей Франческого ди Джорджо Мартини и сравнивать их с памятниками «переходного периода» в истории европейского фортификационного искусства (1470–1520-е гг.), и почему правильнее рассматривать кремлевские оборонительные сооружения в контексте более ранних памятников и архитектурной теории, представленной, в частности, трактатами Леона Баттисты Альберти и Филарете. Анализ укреплений Московского Кремля в свете идей, высказанных Альберти и Филарете, показывает, что, работая над конкретным заказом – перестройкой обветшавших средневековых городских укреплений, итальянские архитекторы, продолжали мыслить характерными для них категориями творчества в рамках существовавшей в Италии XV в. архитектурной теории.

Ключевые слова

Альберти, архитектурная теория, фортификационное искусство, Московский Кремль, Ренессанс, Филарете

Т.Е. Самойлова. «Богоматерь Воплощение» – центральная икона пророческого ряда иконостаса. Эволюция идеи.

Аннотация

Самый широкий круг памятников XV-XVI вв. - панагии, литургические покровцы, оклады Евангелий - демонстрирует особый интерес эпохи к теме «Богоматери Воплощение». В круг этих памятников входит и центральная икона формирующегося  пророческого ряда высокого иконостаса. Литургическая идея, заключенная в образе «Богоматерь Воплощение», и ассоциативная связь иконы с тяблом иконостаса, как крышкой Ковчега Завета, охраняемого, шестокрылами, и с перекрытием арочного входа в Святая Святых, как местом теофании, – все эти факторы обусловили сначала процесс проникновения образа «Богоматери Воплощение» в уже сложившийся в XV в. пророческий ряд иконостаса, а в дальнейшем закрепление его как центральной иконы чина.

Ключевые слова 

Богоматерь Воплощение, Спас в силах, высокий иконостас, пророческий чин, панагия, панагиар, иконографический тип, теофания, тябло, литургическая идея 

Седов Вл.В. Придел Успения псковской церкви Михаила и Гавриила Архангелов в Городце

Аннотация

В статье публикуется ранее почти неизвестный памятник псковской архитектуры – южный придел церкви Михаила и Гавриила Архангелов в Пскове. Этот придельный храм, посвященный Успению Богородицы, имеет оригинальное перекрытие со сводом, напоминающим одновременно пересекающиеся арки псковских бесстолпных церквей и крещатые своды московских памятников. Придел Успения может быть датирован второй половиной XVI в. и отнесен к тем зданиям, в которых псковская традиция изменялась под воздействием московской архитектуры своего времени.

Ключевые слова

Псков, архитектура, XVI век, бесстолпные храмы, своды, редкий вид свода, крещатый свод

А.И. Грибкова. Роспись алтаря Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря: отражение древней программы в стенописи XIX века

Аннотация 

Статья посвящена малоизученной росписи Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Рассмотрена роспись алтаря, которая находится под записью 1872–1873 гг., и, вероятно, повторяет стенопись 1649–1650 гг. Сюжетный состав позднего живописного слоя находит связь не столько с памятниками второй четверти — середины XVII в., сколько с ансамблями XIV–XVI вв. На это указывают композиции «Похвала Богоматери», «Причащение апостолов», святительский ряд и сцены Страстного цикла в центральной алтарной апсиде, сцены жития Иоанна Предтечи в жертвеннике, а также житийные сцены Николая Чудотворца в диаконнике. Близким аналогом алтарной росписи Рождественского собора оказывается только стенопись Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря 1635 г., которая воспроизводит программу 20-х гг. XV в. Анализ состава существующей росписи алтаря Рождественского собора указывает на повторение программы 1649–1650 гг., а целый ряд архаичных признаков может свидетельствовать о ее связи с ансамблем первой трети XV в.

Ключевые слова

Монументальная живопись, древнерусское искусство, русское искусство позднего Средневековья, русское искусство XVII в., Звенигород

Оксенюк А.А. Казанский собор на Красной площади. К вопросу об источниках сведений о его реставрации 1920-х годов.

Аннотация

Статья посвящена обзору материалов о реставрации в 1920-е годы Казанского собора на Красной площади. Основной вопрос — это обзор архивных материалов П.Д. Барановского, производившего реставрационные работы. Предпринята попытка указать на пути реконструкции ныне отсутствующих материалов П.Д. Барановского по другим источникам. В статье дан также обзор существующих фотоматериалов о реставрации и сносе этого памятника.

Ключевые слова

Казанский собор, П.Д. Барановский, архивные источники, реставрация, памятник архитектуры, воссоздание. 

Публикации

А. Г. Авдеев. Храмоздатели Московской Руси. 2. Храмоздатели церкви Максима Исповедника в Китай-городе: агиография, эпиграфика, генеалогия

Аннотация

В статье рассматривается история строительства храма Максима Исповедника в Китай-городе, построенного на средства членов Гостиной сотни — Максима Филиппова сына Верховитина / Верховинин и Максима Васильева сына Шаровникова. Согласно настенному синодику в алтаре храма, Максим Верховитин, пожертвовавший на возведение храма 2 тысячи рублей, был главным храмоздателем, тогда как Максим Шаровников, внесший 500 рублей и умерший до окончания строительства, поминался в монастырях Костромы, откуда был родом. Основное внимание в статье уделяется сравнительному анализу синодичных записей Максима Верховитина и его вдовы Наталии, на основе которого делается вывод, что муж и жена считали себя членами разных родов-семей.

Ключевые слова

Русская архитектура конца XVII — начала XVIII в., храмовое строительство, Москва, Китай-город, храм Максима Исповедника, Гостиная сотня, Максим Верховитин, Максим Шаровников, поминальная культура, синодик, старорусская эпиграфика, Corpus Inscriptionum Rossicarum / Свод русских надписей

С.И. Баранова. Изразцовый декор Святых ворот церкви Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле

Аннотация 

Статья посвящена изразцовому декору Святых ворот церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Его значительные утраты заострили вопрос об актуальности поиска достоверных сведений и восполнения сохранившихся фрагментов. Обращение к новым данным, сделанным на основе ранее неизвестных материалов из архива А.В. Филиппова, дает информацию о подлинных изразцах, необходимую для сохранения аутентичного облика памятника.

Ключевые слова

Изразец, копия, утраты, закраска изразцов, реставрация, фотографии И.Ф. Барщевского, архив А.В. Филиппова.

Хроника

Выставки 

М. А. Маханько. Живопись нитью. Лицевое шитье в собрании Музея имени Андрея Рублёва, ЦАК МДА и частных коллекций. Выставка с 19 июня по 8 августа 2024 года, ЦМиАР

М. А. Маханько. Выставка «Русский антиминс: Гравюра на ткани XVII–XIX веков» (26 сентября — 24 ноября 2024 года, ЦМиАР); Круглый стол «Антиминсы и литургические ткани» (11–13 ноября 2024 года)

И. А. Шалина. Шедевры сакрального искусства из коллекции Олега Кушнирского

М. А. Маханько. «Кресты Рогожской слободы. Каменная резьба XVI века. Итоги реставрации». Выставка с 15 ноября по 14 декабря 2024 года, ЦМиАР

М. А. Маханько. Выставка «Святая семья в религиозном искусстве XI–XX веков» (11 декабря 2024 — 25 февраля 2025 года, ЦМиАР)

Конференции 

М. А. Маханько. VIII Дёминские чтения. Отчетная научная конференция Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва по итогам 2024 года (8–9 апреля 2025 года)

Рецензии

Н. А. Кренке. Рецензия на книгу С. И. Барановой, Л.А. Беляева, А. В. Топычканова «Резиденция Петра I в Коломенском: комплексное историко-археологическое исследование»


Сотрудники Музея им. Андрея Рублева. К юбилею Геннадия Викторовича Попова