2024 № 1

Статьи


Добрынина Э. Н. Альтернативные графемы в акцентирующем маюскуле и писец A-Ι группы иллюминированных рукописей bouletée élancée.


Аннотация

Среди более двухсот греческих манускриптов стиля minuscule bouletée М.Л. Агати выделила группу из девяти кодексов, отождествив их с одним каллиграфом — «писцом А» (Scriba A) — и охарактеризовав его почерк как bouletée élancée: Athos, Vatopedi 108; Vat. Barb. gr. 310, л. 8–111 об., Kalabryta, Μονὴ μεγάλου σπηλαίου, 1 (ныне утрачена); Leucosia, Ἀρχιεπ. Βιβλ. 25; ГИМ, Син. греч. 99 (Влад. 99); Paris, BnF, gr. 480; Paris, BnF, gr. 713 + Suppl. gr. 240 (л. 238–241 об.); Patmos, 43; Patmos, 44. 

Однако атрибуция названных рукописей одной руке представляется неточной. На основе палеографического анализа предлагается исключить из данной группы, по крайней мере, две рукописи, которые созданы другим каллиграфом, условно названным «писцом А-I» — это Гомилии Иоанна Златоуста ГИМ, Син. греч. 99 (Влад. 99) и Гомилии Василия Кесарийского Paris, BnF, gr. 480. Помимо отличительных особенностей почерка этот вывод подтверждается и другими признаками: индивидуальной манерой исполнения деталей орнамента, выполненных писцом, единством художественного стиля и типологии декора этих манускриптов. 

Кроме того, в статье рассматривается новый атрибуционный признак, который отличает манеру письма писца А-I: несистематическое использование альтернативной графемы ― латинизированной дельты ― в заглавиях и цитатах, написанных маюскулом. Феномен интерлингвального использования одной из графем в акцентирующем маюскуле рассматривается как ранее неизученный прием визуального усиления его функции.

Ключевые слова

Византийские рукописи, византийский орнамент, греческая палеография, «алмазный» минускул, акцентирующий маюскул, латинизированная графема 


Лащук С. А. Надписи на ковчеге Дионисия Суздальского: филологический комментарий

Аннотация

В статье представлен филологический анализ комплекса надписей на реликварии Дионисия Суздальского (1383 г.): приведены уточненные прочтения всех надписей, прояснены «темные места» и дана общая характеристика круга источников, языка и синтаксического устройства этих текстов. Показано, что надпись вокруг креста опирается на традицию византийских эпиграм на реликвариях и имеет черты стихотворного текста, а подписи к частицам реликвий строятся на цитатах и реминисценциях из богослужебных текстов, связанных с традицией поклонения страстным реликвиям, причем отсылки к этим текстам призваны обозначить смысл страстного ковчежца как объекта почитания. Анализ композиции вкладной надписи, выходящей за пределы как русского, так и византийского формуляра, позволяет выявить заключенный в ней выгодный Дионисию политический посыл.

Ключевые слова

Древнерусская вещевая эпиграфика, ковчег Дионисия Суздальского, вкладная надпись, надписи на реликвариях, литургические цитаты


Воронцова Л. М. Драгоценный оклад иконы «Богоматерь Перивлепта» из собрания Троице-Сергиевой лавры

Аннотация

Икона «Богоматерь Перивлепта» происходит из собрания Троице-Сергиевой лавры. Документальных сведений о происхождении иконы и ее драгоценного оклада не сохранилось, об их появлении в Троицком монастыре можно говорить лишь гипотетически. В историографической литературе икона рассматривалась прежде всего как памятник иконописи, ее драгоценный убор привлекал внимание исследователей в гораздо меньшей степени. В настоящее время икона украшена золотыми венцами и расшитым жемчугом очельем. На венце и золотых кастах имеются многочисленные отверстия от гвоздей, следы чинок, переделок и перебивок, по всей поверхности иконного поля - гвоздевые отверстия.  В статье рассматриваются состав и изменения сохранности драгоценного оклада на основании сведений документальных источников, прежде всего это описи Троице-Сергиева монастыря 1641, 1701, 1735, 1908 годов. Письменные источники свидетельствуют о том, что драгоценный убор иконы сложился неодновременно, сохранился до настоящего времени не в первоначальном виде и, как многие древние исторические оклады, является сложным составным произведением. Его исследование подтверждает очевидную разницу во времени происхождения отдельных частей. Самые древние части – венец Богоматери с золотыми дисками и кабошонами в высоких кастах. Примерно этим же временем или чуть позже можно датировать золотые «гнезда» и сканный репей в венце Христа, басменая основа которого относится к второй половине XVI в. в. Тканый убрус появился не ранее XVI в. 

Ключевые слова

Икона, Богоматерь Перивлепта, Троице-Сергиев монастырь, драгоценный оклад, иконография, датировка, атрибуция


Самойлова Т.Е. Икона «Богоматерь Ярославская». Истоки и судьба иконографического типа в конце XV- первой трети XVI века

Аннотация

Иконографический тип, получивший название «Богоматерь Ярославская», не связан с Ярославлем и с родом князей ярославских.  Данный тип появляется в русском искусстве в конце XV в., скорее всего в Новгороде и очень быстро распространяется в московских землях. В основе типа лежит итало-критский образец, дополненный деталями, наблюденными в искусстве треченто. После первой трети XVI в. интерес к данному типу снижается. 

Ключевые слова 

Богоматерь Ярославская, иконопись, новгородская традиция, московская традиция, иконографический тип, извод, ярославские князья, западные влияния


Трифонова А. Н. Скульптура «Никола Можайский» второй четверти XVI века из собрания Государственного Исторического музея

Аннотация

В статье рассматривается деревянная скульптура «Никола Можайский» из Государственного Исторического музея. На основе иконографического и стилистического анализа доказывается ее принадлежность к группе резных икон святителя работы московских мастеров, центральными памятниками которой являются скульптуры из Успенского собора Перемышля (вторая четверть XVI в.) и Пскова (до 1540 г.).

Ключевые слова

Государственный Исторический музей, древнерусская пластика, деревянная скульптура, «Никола Можайский», XVI век


Бузыкина Ю.Н. Композиция «Видение Григория Богослова» в системе росписи Архангельского собора

Аннотация 

Композиция «Видение Григория Богослова» в Архангельском соборе занимает восточную стену собора над жертвенником и часть северной стены жертвенника (в данный момент скрыта за иконостасом 1680-х гг.). Она основана на тексте так называемой «Толковой службы» и является важнейшей вехой в развитии системы росписи православного храма и примером редкого новаторского сюжета в системе декорации собора, скопированного и тщательно воспроизведенного при повторной росписи в 1652–1666 гг. Поскольку впервые собор был расписан в 1564-65 гг., можно с большой долей уверенности предположить, что впервые в монументальной живописи эта композиция появилась именно в Архангельском соборе.

Ключевые слова

Архангельский собор Московского Кремля, древнерусское искусство, русское искусство позднего Средневековья, монументальная живопись, искусство XVI-XVII вв., Толковая служба, Видение Григория Богослова


Онуфриенко М. О. Сюжет «Видение Григория Богослова» в русской живописи эпохи позднего Средневековья

Аннотация

Сюжет «Видение Григория Богослова» основан на тексте широко распространенного на Руси толкования на литургию, который обычно именуется «Откровение святого Григория Богослова о литургии» или «Толк божественной службы». В русском искусстве эта композиция могла появиться в начале XVI в. в древнейшей росписи собора Чудова монастыря. В дальнейшем этот сюжет встречается в монументальных ансамблях второй половины – конца XVI в., а также в росписях второй половины XVII в., где превращается в развернутый цикл. Известен всего один памятник на ту же тему, созданный не на территории Руси, — критская лицевая рукопись Vat. gr. 2137. Однако он достаточно сильно отличается от русских вариантов. Миниатюры подробно передают все особенности земной литургии, дословно иллюстрируя текст, не отделяя главное от второстепенного. В это же время в русских памятниках делается акцент на самом важном элементе — заклании Младенца, — который помещается в центр всего цикла. В целом русские мастера понимают этот сюжет не столько как прямую иллюстрацию текста, сколько как обобщенный образ литургии, что роднит «Видение Григория Богослова» с другими литургическими сюжетами, характерными для русского искусства позднего Средневековья.

Ключевые слова

Литургические сюжеты, древнерусское искусство, поствизантийское искусство, монументальная живопись, Григорий Богослов


Гамлицкий А.В. О времени появления западноевропейских увражей на Библейскую тематику в России второй половины XVII в.

Аннотация

В статье рассматривается важнейший вопрос: когда и где, в каких социальных кругах в России впервые появились западные увражи на Библейскую тематику, которые во второй половине XVII в. стали иконографическими образцами произведений русского искусства. Автором обобщен обширный круг исследований российских ученых, выполненных с 1870 г. до последнего времени. Анализировались работы, посвященные четко датированным памятникам русской живописи, где выявлено обращение к западным источникам: Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря (1650), церковь Троицы в Никитниках в Москве (1652) и др.  В комплексе с памятниками искусства, рассматривались экземпляры иностранных Библий, чье нахождение в России в середине XVII в. подтверждено документально (записями владельцев, архивными сведениями). Автором датирован 1639 г. экземпляр Библии Пискатора, хранящийся в Российской Национальной Библиотеке с утраченным титульным листом. Это подтверждает мнение О.А. Белобровой, считавшей данный экземпляр самым ранним в России, связанным с книжным собранием царя Федора Алексеевича, а ранее Алексея Михайловича. В результате проведенного исследования найдено убедительное подтверждение, что западные Библии, состоящие только из гравюр, появились в России в 1640-е гг., то есть значительно раньше, чем считалось прежде. Также в статье впервые публикуются экземпляры Библии Пискатора и Библии с гравюрами П. ван дер Борхта.

Ключевые слова

Русское искусство второй половины XVII в., западные Библии в лицах, Библия Пискатора, Евангелие Наталиса, Библия Мериана, П. ван дер Борхт, П. Схют, О.А. Белоброва, И.Л. Бусева-Давыдова  


Оксенюк А. А. Материалы П. Д. Барановского о реставрации памятников Успенского монастыря в Александрове

Аннотация 

Статья посвящена описанию и характеристике деятельности П.Д. Барановского при реставрации памятников Успенского монастыря в Александрове. Его работы 1920-х и 1930-х годов, главным образом сконцентрированные на Покровском храме, дали новый материал для исследований как архитектуры, так и древнерусской живописи. Текст подготовлен на основании ранее не публиковавшихся материалов личного архива П.Д. Барановского.

Ключевые слова

Успенский монастырь, Александрова слобода, Покровская церковь, Петр Дмитриевич Барановский, реставрация, древнерусская архитектура, фрески.


Хроника

Публикации

Горячева М.Ю., Николаева М.В. Церковь Успения Богородицы в Котельной слободе на Покровке в XVII-XVIII в. Опыт реконструкции иконостаса

Аннотация

В статье предпринята попытка показать, опираясь на опубликованные исторические свидетельства и архивные источники, историю уникального памятника архитектуры – церкви Успения Богородицы в Котельниках на Покровке – в XVII-XVIII вв. Малоизученный храмовый комплекс представляет особый научный интерес в силу того, что иконостас разрушенного в 1936 г. здания сохранился практически полностью (в настоящее время представляет собой иконостасный набор). Реконструкция резной золоченой иконостасной преграды позволит продолжить изучение значимого памятника русского прикладного искусства.

Ключевые слова

церковь Успения Богородицы в Котельниках на Покровке XVII-XVIII вв., строительная история, реконструкция иконостаса


Манукян С. С. Художественный образ армянских митр

Аннотация

Армянские митры впервые представляются как произведения изобразительного искусства. Расшитые сюжетными мотивами, в отличие от латинских митр, от которых они произошли, митры отражают образы, символику, стиль и иконографию памятников церковного армянского искусства XVII-XIX вв.

Ключевые слова

армянские митры, художественные особенности, золотное и серебряное шитье, стиль и иконография изображений.


Хроника реставрации

В. Б. Калашников, Д. А. Скобцова, П. А. Тычинская. Хроника реставрационных работ МНРХУ с мая 2023 по май 2024 года


Выставки 

И. Е. Финская. Выставка одного памятника «Торжество святого Никиты», ЦМиАР, 22 февраля — 24 марта 2024 года

М. А. Маханько. Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XVII – начала XX веков» (13 марта — 2 июня 2024 года, ЦМиАР)


Конференции 

Е. Ю. Макарова. XXIX Научные Чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (Ярославский художественный музей, 19–21 марта 2024 года)

М. А. Маханько. Научная конференция «VII Дёминские чтения» (Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва, 18–19 апреля 2024 года)

М. А. Маханько. II Маясовские чтения (16–19 мая 2024 года)

Г. В. Попов. К 80-летию Л.И. Лифшица. Посвящение ученому соседу