2022 № 2
Статьи
А. Ю. Казарян, С. А. Клюев. Новый этап изучения пещерных сооружений Ани. Основные публикации 2000-2010 годов
Аннотация
Историографический обзор публикаций первых десятилетий XXI в. по теме пещерных сооружений городища Ани и его окрестностей нацелен на выявление нерешенных ранее вопросов и формирования задач дальнейших исследований в этом направлении. Данный период развития исследований признан новым этапом в истории изучения рукотворных скальных объектов в этом районе и отстоит от предыдущего, организованного Н. Я. Марром, на столетие. Выявлены три составляющие нового этапа: исследование «Подземного Ани» итальянскими спелеологами под руководством Р. Биксио (2004); публикация юбилейного альбома об Ани (2011); публикации трех книг турецкими коллегами (2016–2018). Во многих из них пополнена фактографическая база, расширен материал исследований введением новых памятников, а также продолжена работа по их систематизации, в основе которой лежит исследование сотрудника XIV Анийской археологической экспедиции 1915 г. Д. А. Кипшидзе. Основным недостатком трудов последнего десятилетия является отсутствие рассмотрения явления пещерной архитектуры Ани в контексте развития зодчества Армении и Ближнего Востока.
Ключевые слова
Историография, Ани, архитектура Армении, пещерные сооружения, скальное зодчество
И. А. Стерлигова. К происхождению древнерусских золотых и серебряных ковшей
Аннотация
В статье рассматриваются золотые и серебряные сосуды в форме ковша, бытовавшие в Древней Руси в XIV – первой трети XV в. Все они прямо или косвенно (через Великое княжество Литовское) связаны с миром Золотой Орды – многосоставным культурным пространством, порожденным чингисидской глобализацией. Тесные контакты русской знати той эпохи с золотоордынскими ханами и литовскими князьями предполагали общность их пиршественного чинов и дарений, а драгоценные сосуды входили в посольские дары и другие пожалования. Надписи на них маркировали имя и место владельца в социальной иерархии. Ковши XIV – начала XV вв., наряду со знаменитой «Чарой Владимира Давыдовича», дают нам древнейшие примеры русских владельческих заздравных надписей. Возможно, полосы с такими надписями распространились в эту эпоху также под влиянием восточных пиршественных сосудов. Анализ сохранившихся памятников и современных им письменных источников не подтверждает распространенную в научных публикациях советского периода версию об автохтонности происхождения ковшей и «чисто национальном типе» этих сосудов.
Ключевые слова
Древнерусские пиршественные ковши, форма, происхождение, данные источников, надписи, Золотая Орда, Великое княжество Литовское.
М. А. Орлова. Феофан Грек и античность. Некоторые замечания
Аннотация
О стенописных произведениях Феофана Грека, выдающегося византийского художника, работавшего на Руси, известно в основном из письменных источников. Единственное достоверно сохранившееся его произведение – роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде 1378 г. Уцелевшие ее фрагменты позволяют судить (хотя далеко не в полном объеме) в том числе и об орнаменте использованным Феофаном. Преимущественно это геометрический пространственный орнамент из так называемых boxes, брусков, представленных в разных проекциях. Этот характерный для античного искусства орнамент, судя по всему, играл существенную роль в общей декоративной системе росписи. Для палеологовского искусства он необычен при всем интересе этого искусства к орнаментальным формам эллинистической и раннехристианской эпох. Он проявлялся в основном в интерпретации флоральных мотивов.
Декорация еще одного новгородского памятника и территориально, и хронологически близкого к стенописи Спаса на Ильине – к росписи церкви Федора Стратилата на ручью, 1370-1380 гг. – может дополнить наши представления об орнаментальном репертуаре Феофана Грека. Там во множестве встречаются мотивы opus sectile - преимущественно ромбовидные формы с разного рода заполнением, медальоны с облачным заполнением и вариации мотива pelta, характерные в том числе для декораций римского времени и более поздних. Не исключено, что они же использовались и в стенописи Спаса на Ильине. Привнесенный Феофаном Греком набор орнаментальных моделей, напрямую восходящих к памятникам античной древности, возможно, какое-то время использовался его русскими учениками и последователями во всяком случае на новгородской почве.
Интерес византийского мастера к античному наследию, к строгим, лаконичным формам геометрического орнамента античности, вероятно, определялся рядом причин. И среди них: возможная связь мастера с Грецией, памятниками Фессалоник, греческих островов, с Кипром - там сохранившиеся напольные мозаики изобиловали подобными моделями; общий процесс эволюции орнаментальных форм в византийском искусстве, пресыщенность фантастической растительной флорой преобладающей в памятниках первой половины XIV в.; определенная концепция декоративного убранства новгородского храма Спаса на Ильине улице, отвечающая его архитектурным особенностям.
Ключевые слова
Брусковый орнамент, медальоны на пелене, система декорации, Спас на Ильине, византийский орнамент
А. А. Гиппиус. Криптограмма Дионисия Суздальского
Аннотация
Тайнописный текст из 24 букв, выделяющийся среди многочисленных надписей на ковчеге архиепископа Дионисия Суздальского (1383), до сих пор оставался не расшифрованным. В статье показано, что он представляет собой билингву – соединение трех тетраграмм, кодирующих краткие речения, посвященные Кресту, и представленных параллельно в греческой и славянской версиях. В таком прочтении криптограмма оказывается ключевым памятником традиции «крестных словес», перенесенной на Русь во второй половине XIV в. от южных славян и получившей на ее землях оригинальное развитие. Структурная уникальность криптограммы позволяет видеть в ней авторское произведение Дионисия Суздальского. Обращение Дионисия к данной форме ставрографии, процветавшей в XIII–XIV вв. в монастырях Афона и Сербии, косвенно подтверждает уже высказывавшееся мнение о его принадлежности к духовной традиции Афона, связанной со св. Григорием Синаитом.
Ключевые слова
ковчег Дионисия Суздальского, христианская криптография, ставрография, древнерусская эпиграфика, акронимы, тетраграммы
Т. Ю. Царевская. Алексеевский крест как художественный феномен, обстоятельства его создания и место в жизни Новгород
Аннотация
Каменный крест, созданный при новгородском архиепископе Алексии (1359–1388) и установленный его повелением на западном фасаде Софийского собора, уникален не только из-за высокого качества резьбы высеченных на нем композиций или своей удивительной сохранности, но в силу действительной редкости такого изделия в виде и технике для искусства Древней Руси и особой значимости в жизни новгородцев. В статье рассматриваются художественные и иконографические особенности произведения, а также вероятные обстоятельства его появления в связи с клятвой новгородцев на вече, скрепившей их отказ в 1385 г. Киевскому (в Москве) митрополиту в праве апелляционного («месячного») суда, которое было единственным ограничением автономии Новгородской епархии.
Ключевые слова
Древнерусское искусство, каменная резьба, Великий Новгород, Софийский собор, митрополит Киприан, новгородский архиепископ Иоанн III, иконография, история русской церкви
П. А. Пшеничный. Изображения святых жен в иконописи Пскова XIV-XV веков
Аннотация
В иконографическом составе и художественных особенностях иконописи Пскова отразилось особое почитание образов святых жен (более всего — святых мучениц Параскевы, Варвары и Ульяны). Это сказывается как в иконографических, так и в стилистических чертах интересующих нас памятников. Указанная особенность — одно из свидетельств своеобразия псковской культуры. Тема образов святых жен в настоящее время остается недостаточно акцентированной и слабо изученной. Между тем образы святых мучениц составляют важную часть иконного наследия Древней Руси, в том числе XIV–XV веков. Псковская иконопись сохранила наиболее яркие примеры иконографических изводов святых жен. Затронутые в статье памятники содержат сложную духовную характеристику образа мучениц, подчеркивают статус и значение этих святых, очерчивают тенденцию к слиянию нескольких фигур святых жен в единый апотропеический образ. Перечисленные положения указывают на особый статус и характер почитания данного лика святости в культуре древнего Пскова.
Ключевые слова
Святые жены, мученицы, Псков, псковская иконопись, образ, Древняя Русь.
П. А. Алешин. Бернардино да Боргоманеро — Бернардино Родари? Попытка идентификации итальянского мастера, работавшего в Московском Кремле
Аннотация
В статье предпринята попытка идентификации личности итальянского мастера Бернардино да Боргоманеро, прибывшего в Москву в 1494 г. с посольством М. Ангелова и Д. Мамырева в качестве помощника Алевиза Фрязина (Алоизио да Карезано). Обращение к архивным источникам позволяет высказать предположение, что Бернардино да Боргоманеро является Бернардино Родари – каменотес и скульптор, представитель семьи ломбардских мастеров Родари.
Ключевые слова
Бернардино да Боргоманеро, Бернардино Родари, Родари да Мароджа, Джованни Антонио Амадео, Московский Кремль, итальянские архитекторы в России, Алевиз Фрязин, Алоизио да Каркано
А. Л. Баталов, А. В. Яганов. История реставрации собора Киржачского Благовещенского монастыря и проблема реконструкции его первоначального облика
Аннотация:
Статья посвящена изучению материалов реставрации собора киржачского Благовещенского монастыря. Подробный анализ аргументации реставраторов, осуществивших в начале 1960-х годов целостную реставрацию, привел авторов статьи к выводу о том, что следов первоначального покрытия, позволяющих осуществить реконструкцию завершения собора, в действительности не было. Подлинные остатки элементов покрытия не были адекватно прочитаны и в результате была воплощена в натуре малодостоверная реконструкция, вводившая специалистов по истории древнерусского зодчества на протяжении нескольких десятков лет в заблуждение.
Ключевые слова: Русское средневековое зодчество, середина XVI века, киржачский Благовещенский монастырь, реставрация
Т. Е. Самойлова. Судьба иконы «Богоматерь Тихвинская» в эпоху Василия II
Аннотация
В самом начале XVI в. образ «Богоматери Тихвинской» не имел значения общегосударственной святыни. Особый этап в истории его почитания отмечает 1526 год, год приезда великого князя на Тихвин «помолитися» чудотворному образу, но в период 1520-1530-х годов точная иконография Тихвинской еще не получила распространения в искусстве Москвы. Списки с чудотворной начинают создавать только с середины XVI в., когда окончательно утвердилось предание о рождении у великого князя сына Ивана после его молитвы перед Тихвинской иконой. Создававшиеся в первой четверти XVI века иконы Богоматери Одигитрии не имеют надписей, именующих их тихвинскими. Как тексты, так и сами образы этого времени свидетельствуют, прежде всего, о высоком градусе интереса к иконам типа Одигитрии как константинопольскому наследию.
Ключевые слова
Богоматерь Тихвинская, Богоматерь Одигитрия, Василий III, чудотворная икона, иконографический тип, книжники Иосифо-Волоцкого монастыря, Тихвин, Сказание, редакции, новгородская святыня, московская традиция
Ю. В. Ратомская. К вопросу об изображениях ктиторов в росписи собора Троицкого Макарьева Калязина монастыря 1654 года
Аннотация:
Традиция считать образы царя и царицы в росписи южной стены Троицкого Макарьева Калязина монастыря 1654 года портретами Алексея Михайловича и Марии Ильиничны не соответствует иконографическим особенностям их изображения, известным по иконам. Однако можно предположить, что коленопреклоненные фигуры композиции «Приидите Трисоставному Божеству помолимся», в которую входили упомянутые образы царя и царицы, могли быть изображениями основателя монастыря преподобного Макария Калязинского и патриарха Никона, который, находясь в монастыре во время создания росписи, мог оказывать влияние на составление ее программы. В калязинской стенописи присутствовали изображения святых покровителей царской четы – Алексия человека Божия и преподобной Марии Египетской, однако появление в системе росписей Троицкого собора цикла, посвященного Марии Египетской, видимо, не было связано с пребывавшей в монастыре царицей.
Ключевые слова: Калязинские фрески, портреты Алексея Михайловича и Марии Ильиничны, Макарий Калязинский, патриарх Никон, Мария Египетская
А. А. Оксенюк. К истории формирования современного облика Трапезной палаты Андроникова монастыря
Аннотация
Статья посвящена реставрации Трапезной палаты Андроникова монастыря, происходившей в 1940-е годы. Впервые на основании архивных сведений показаны авторские решения, которые сформировали современный облик палаты. Освещаются такие темы как состояние памятника перед реставрацией, роль и авторство П.Д. Барановского в проекте реставрации, состоянии реставрационной отрасли в 1940-е годы.
Ключевые слова: Андроников монастырь, Трапезная палата, Петр Дмитриевич Барановский, реставрация, древнерусская архитектура.
Хроника
Хроника реставрации
Д. А. Скобцова. Хроника реставрационных работ Межобластного научнореставрационного художественного управления в СпасоПреображенском храме Евфросиниева монастыря в Полоцке (2022 г.)Выставки
Ю. Н. Бузыкина. Выставочная деятельность Музея русской иконы имени М. Ю. Абрамова в 2022 годуГ. А. Назарова. Выставка «Размышление о Рублеве. Две иконы художника-реставратора В. О. Кирикова»
Рецензии
А. В. Яганов, Е. И. Рузаева. Соловьев К. А. История и архитектура Успенского кафедрального собора г. Дмитрова: проблема датировки строительстваКонференции
О. А. Захарова. Юбилейная конференция, посвященная 100-летию научнохранительского отдела «Музеи-соборы»
Ю. В. Тарабарина. Всероссийская научная конференция «Судьбы средневековой традиции в петровское время», 25–26 октября 2022 года
Дискуссии
Л. И. Лифшиц. Размышления о результатах технико-технологического исследования икон «Звенигородского чина»
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблем изучения памятников живописи, связанных с именем Андрея Рублева и мастерами его круга. Они приобрели особую актуализировались после проведенных больших реставрационно-исследовательских работ на иконах «Звенигородского чина», хранящихся в ГТГ. Не ставя под сомнение технические методы исследования памятников и даже указывая на высокий уровень проведенной работы, автор статьи критически оценивает принципы интерпретации полученных наблюдений, результатом которой стало отведение авторства Рублева. По его мнению, основной методический просчет исследователей, проводивших работы, заключен в том, что в их представлении средневековый мастер является лишь ремесленником, не ставившим перед собой художественных задач, чья манера письма практически не изменялась на всем протяжении его деятельности. Исходя из этого положения, любое наблюдаемое несходство приемов письма в сравниваемых памятников неизбежно должно объясняется работой разных мастеров. Автор статьи формулирует принципы иного подхода к решению подобной задачи и приводит примеры возможных иных интерпретаций полученных результатов.
Ключевые слова
Андрей Рублёв, круг мастеров, иконопись, стенопись, книжная миниатюра, техника, технология, манера, стиль, авторство, мастерская, атрибуция, критерии оценки, экспертиза.