2022 № 1
Статьи
В. В. Игошев. О типологии и технике изготовления древнерусских каменных рак XI–XV веков, украшенных золоченым серебром
Аннотация
В статье исследуются древнерусские каменные раки XI–XV вв., украшенные серебряными золочеными окладами. На основании письменных источников и аналогичных памятников изучены типология, техника изготовления и способы крепления драгоценных окладов на раках и на предметах надгробного комплекса.
Ключевые слова
Рака, саркофаг, ковчег-мощевик, древнерусское серебряное дело, ковка, чеканка.
Е. И. Чаморовская. Тканевые завесы в древнерусских рукописях XII–XVI веков:
кодикологический и технико-технологический аспекты
Аннотация
Завеса — элемент иллюминированной рукописи, представляющий собой фрагмент тонкой шелковой ткани полотняного переплетения в бумажной рамке или без нее. Завеса располагается, как правило, между миниатюрой и листом с текстом и выполняет, как считается, защитную функцию, препятствуя отпечатыванию красочного слоя и чернил друг на друге. По способу крепления завесы можно разделить на связанные и не связанные с переплетом. В первом случае фрагмент ткани вшит в корешок кодекса, во втором — приклеен к корешковому сгибу либо к свободному полю листа рядом с миниатюрой (заставкой). Определение времени появления завес второго типа в составе рукописи часто затруднено. Тканевые завесы встречаются в византийских, западноевропейскихи славянских рукописях разного времени. Древнейшая русская рукопись, в которой присутствуют тканевые завесы, — Мстиславово Евангелие. Однако анализ структуры этого кодекса показывает, что завесы входили в его состав не первоначально, а явились результатом ремонта XVI в. Начиная примерно с середины XV в. тканевые завесы становятся почти непременным атрибутом лицевых древнерусских рукописей. В XVI столетии иллюминированные рукописи с шелковыми завесами столь многочисленны, что едва ли поддаются перечислению. В этот период появляется новый тип завес — маленьких «окошек» в листе бумаги, прикрывающих заставки. В ряде случаев завесы утрачивают свою защитную функцию и становятся чисто декоративным элементом кодекса.
Ключевые слова
Шелковые завесы в рукописях, ткани в рукописях, древнерусские иллюминированные рукописи, древнерусское искусство, кодикология, средневековые реставрации рукописей.
М. С. Серебрякова. Был ли Прохор Ростовский строителем Успенского собора
Кирилло-Белозерского монастыря?
Аннотация
Автор пересматривает предложенную Никольским датировку и атрибуцию Успенского собора в его труде о Кирилло-Белозерском монастыре, вышедшем в 1897 г. Согласно устоявшемуся в историографии мнению, собор датируется 1497 г., а строили его ростовские каменщики под руководством некоего Прохора Ростовского. Пересмотр источников, которым пользовался пришедший к этому выводу Никольский, дополнение их новыми, введенными с тех пор в научный оборот памятниками летописания, показывает, что сведения о дате постройки собора и его строителях относятся к сообщениям о разных событиях, а именно упоминание ростовских мастеров под руководством Прохора Ростовского относится к возведению и освящению первого каменного Успенского собора в Москве в 1327 г. На этом основании автор делает вывод, что вопрос об авторстве Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря снова является открытым.
Ключевые слова
Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря, русская средневековая архитектура, Прохор Ростовский, источниковедение, летописи.
Д. Г. Давиденко. Успенский собор Московского Кремля в пожар 1547 года
Аннотация
Успенский собор Кремля был архитектурным образцом в силу своего статуса как храма главы Русской Церкви. В пожар 21 июня 1547 г. он пострадал только в верхних частях и в районе паперти. Источники, заслуживающие, как нам представляется, бóльшего доверия, не говорят, что храм через несколько дней после пожара был осквернен убийством князя Ю. В. Глинского. Относительная сохранность собора в пожар, а также его последующее восстановление усилили значимость святыни. Храм в бóльшей степени стал восприниматься как богохранимый объект, и его значимость подчеркивалась в повествованиях XVI в. о пожаре, а также в деяниях Стоглава.
Ключевые слова
Кремль, Успенский собор, летописи, пожар 1547 г., Иван IV, митрополит Макарий,
Ю. В. Глинский, Стоглав.
Л. В. Ковтырева. О драгоценном уборе иконы Богоматери Одигитрии (Грузинской)
из Покровского монастыря Суздаля
Аннотация
Двусторонняя икона Богоматери Одигитрии (Грузинской) из Покровского монастыря
в Суздале и ее многосоставный драгоценный убор представляют собой единый средневековый культурно-исторический комплекс, научное освоение которого было начато в 1910 г. В. Т. Георгиевским. В 1930 г. икона поступила в Третьяковскую галерею, куда вскоре был передан частями и ее убор, состоящий из металлических и тканевых частей, украшенных драгоценными камнями и жемчугом. Икона неоднократно упоминалась специалистами в исследованиях, посвященных древнерусской живописи XIV — первой половины XV в., однако убор почитаемой иконы почти не привлекал внимания искусствоведов. Cтатья знакомит читателя с промежуточным результатом исследования сложного обрамления почитаемой иконы, которое складывалось на протяжении столетий. монастырского имущества XVI–XIX вв., которые дают представление об эволюции убора в целом, изменении его отдельных частей, вкладчиках и исполнителях деталей оклада. Описи позволяют проследить изменения местоположения иконы в пространстве храма. Совокупность приведенных данных по архивным документам дает возможность уточнения атрибуции малоизученного образа и его убранства, включая проблему его происхождения и датировки.
Ключевые слова
Древнерусская живопись, Покровский монастырь в Суздале, чудотворная икона, драгоценный убор, описи монастырского имущества XVI–XIX вв.
Ю. В. Устинова. «Встреча Марии и Елисаветы» в миниатюрах Лицевого сборника Чудова монастыря 1560-х годов: к проблеме интерпретации авторского замысла «Слова на Зачатие св. Иоанна Предтечи»
Аннотация
В «Слове на Зачатие св. Иоанна Предтечи» в составе Лицевого сборника Чудова монастыря 1560–1570‑х гг. (ОР РГБ. Ф. 98. № 1844) один из фрагментов повести посвящен свиданию Девы Марии, получившей благую весть от архангела Гавриила, с ее родственницей Елисаветой, носившей в это время во чреве Иоанна Предтечу (л. 150–151). Текст проиллюстрирован двумя миниатюрами, уникальной особенностью которых является изображение на лонах святых матерей полуфигур их еще не рожденных младенцев Иисуса и Иоанна. Для византийского и древнерусского искусства изображение видимых младенцев в данном сюжете не характерно, однако в европейском искусстве такая трактовка сюжета известна с рубежа XIII–XIV вв., став популярным мотивом в странах Центральной и Восточной Европы. По-видимому, именно западный образец лег в основу композиции изучаемых миниатюр грозненского времени. Его использование позволило художникам выразить идею о превосходстве Иоанна Предтечи над другими пророками Ветхого Завета, заложенную в программе рукописи, выполненной в качестве лицевого жития святого покровителя первого русского царя.
Ключевые слова
Древнерусское искусство XVI в., древнерусская миниатюра, Лицевой сборник Чудова
монастыря, эпоха Ивана Грозного, иконография Встречи Марии и Елисаветы, иконография св. Иоанна Предтечи, культ патронального святого.
И. А. Шалина. «… взят сей образ из Диких полей»: новгородская икона Николая Чудотворца из Свято-Духова монастыря и Никитская вотчина Софийского дома
Аннотация
В отличие от многих домонгольских икон, чье происхождение подтверждается или устанавливается благодаря письменным источникам, первоначальное назначение образа свят. Николая середины XIII в. из Свято-Духова монастыря (ГРМ), несмотря на привязку его к убранству этой обители, остается неизвестным. На его нижнем поле до удаления записи во время реставрации 1925–1928 гг. в ЦГРМ была надпись, сообщающая о создании иконы в 1500 г. и перенесении ее из Диких полей. Такой топоним встречается в документах Архиерейского дома Новгорода, где сохранилась опись 1679 г. деревянной церкви Святителей Никиты и Иоанна новгородских чудотворцев, поставленной в новоприобретенной вотчине Софийского дома. Судя по всему, икона свят. Николая также была перенесена в Дикие поля в числе архиерейского имущества, а после продажи вотчины в конце XVII в. возвращена в Новгород. Это дает основание считать происхождение памятника связанным с наиболее высоким социальным слоем древнего города.
Ключевые слова
Великий Новгород, Софийский архиерейский дом, икона святителя Николая, Свято-Духов монастырь, село Никитское Богородицкого уезда, XVII век, Русский музей.
С. В. Николаева. Археографическое направление в научной работе Сергиево - Посадского музея-заповедника. Из опыта публикации рукописей монастырского собрания
Аннотация
Статья посвящена проблеме публикации уникальных средневековых источников из архива Троице-Сергиева монастыря, хранящихся в настоящее время в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Кратко изложена история археографической работы музея, основное внимание уделено вышедшему в свет в 2020 г. комментированному изданию текста и исследований Описи 1641 г., уникального самого объемного (рукопись на 883) источника по истории художественного и книжного собрания Троицкого монастыря, его хозяйству, составу братии, численности и занятиям монастырских слуг и населения вотчин, а также приписных к нему монастырей. Отмечены особенности содержания источника и принципы публикации. Издание подготовлено С. В. Николаевой и Л. А. Кириченко; осуществлено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.
Ключевые слова
Публикация источников, Сергиево-Посадский музей-заповедник, опись Троицкого монастыря 1641 г.
А. П. Иванникова. Иконографическая программа декорации Святых врат Выгорецкой обители
Аннотация
В статье рассматривается разновременный комплекс икон со Святых врат Выгорецкой обители, происходящий из собрания В. Г. Дружинина и хранящийся в собрании Государственного Эрмитажа. До сих пор эти произведения не привлекали к себе специального внимания исследователей и, как правило, рассматривались в общем контексте развития старообрядческого искусства Выга. Расположение иконы Тихвинской Богоматери на главных вратах, лицом к Даниловой обители, свидетельствует о ее особом покровительстве сакральному пространству монастыря и отражает важные аспекты почитания тихвинского образа Богоматери в Выговском суземке. Желающих войти в обитель «встречал» трехфигурный Деисус, идейный замысел которого сводился к актуальным для старообрядцев темам покаяния перед лицом смерти и заступничества Богоматери на Страшном суде. Таким образом, программа декорации Святых врат оказывается тесным образом связана с идеей входа в сакральное пространство монастыря через «врата спасения», олицетворявшие символический вход в Небесный Иерусалим. Время создания трех икон Деисуса (около 1735 г.) и образа Богоматери Тихвинской (около середины XVIII в.) связано с малоизученным периодом развития выговского иконописания, когда закладываются основные черты так называемого поморского пошиба. В этом отношении комплекс ранних памятников, хранящихся в Эрмитаже, уникален по своему значению и позволяет заполнить некоторые лакуны в истории становления местной художественной традиции.
Ключевые слова
Выговское общежительство, Святые врата, надвратный Деисус, Богоматерь Тихвинская, В. Г. Дружинин, выговское иконописание.
Хроника
Хроника реставрации
А. Л. Макарова, О. Е. Полушкина, В. Б. Калашников. Хроника реставрации МНРХУ с декабря 2021 года по апрель 2022 года
Выставки
М. А. Маханько. Век перемен: выставка древнерусской иконописи XVII в. из собрания Константина Воронина. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. 22 декабря 2021 — 21 февраля 2022
Рецензии
Г. П. Геров. Маргарита Куюмджиева. Ликът на Бога. Изображенията на Света Троица в православното изкуство. София: Институт за изследване на искуствата БАН, 2020
Г. И. Вздорнов. Рецензия на книгу Т.М. Кольцовой «Церковная живопись Архангельской губернии второй половины XVIII — начала XX века»
Конференции
М. А. Маханько. Подвиг служения. К 75-летию архимандрита Макария (Веретенникова), церковного историка, богослова. Конференция 19 ноября 2021 г., Троице-Сергиева лавра
М. А. Маханько. Международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации» 18–20 июля 2021
Дискуссии
А. В. Яганов, Е. И. Рузаева Иоаннисян О. М. Вновь о древнейших храмах Спасского
монастыря в Ярославле // Δωρεά: К 90-летию Энгелины Сергеевны Смирновой: сб. ст. / Отв. ред. М. А. Орлова. М.: Государственный институт искусствознания, 2022. С. 152–163
Памяти Марии Владимировны Сарабьяновой
В. В. Игошев. О типологии и технике изготовления древнерусских каменных рак XI–XV веков, украшенных золоченым серебром
Аннотация
В статье исследуются древнерусские каменные раки XI–XV вв., украшенные серебряными золочеными окладами. На основании письменных источников и аналогичных памятников изучены типология, техника изготовления и способы крепления драгоценных окладов на раках и на предметах надгробного комплекса.
Ключевые слова
Рака, саркофаг, ковчег-мощевик, древнерусское серебряное дело, ковка, чеканка.
Е. И. Чаморовская. Тканевые завесы в древнерусских рукописях XII–XVI веков:
кодикологический и технико-технологический аспекты
Аннотация
Завеса — элемент иллюминированной рукописи, представляющий собой фрагмент тонкой шелковой ткани полотняного переплетения в бумажной рамке или без нее. Завеса располагается, как правило, между миниатюрой и листом с текстом и выполняет, как считается, защитную функцию, препятствуя отпечатыванию красочного слоя и чернил друг на друге. По способу крепления завесы можно разделить на связанные и не связанные с переплетом. В первом случае фрагмент ткани вшит в корешок кодекса, во втором — приклеен к корешковому сгибу либо к свободному полю листа рядом с миниатюрой (заставкой). Определение времени появления завес второго типа в составе рукописи часто затруднено. Тканевые завесы встречаются в византийских, западноевропейскихи славянских рукописях разного времени. Древнейшая русская рукопись, в которой присутствуют тканевые завесы, — Мстиславово Евангелие. Однако анализ структуры этого кодекса показывает, что завесы входили в его состав не первоначально, а явились результатом ремонта XVI в. Начиная примерно с середины XV в. тканевые завесы становятся почти непременным атрибутом лицевых древнерусских рукописей. В XVI столетии иллюминированные рукописи с шелковыми завесами столь многочисленны, что едва ли поддаются перечислению. В этот период появляется новый тип завес — маленьких «окошек» в листе бумаги, прикрывающих заставки. В ряде случаев завесы утрачивают свою защитную функцию и становятся чисто декоративным элементом кодекса.
Ключевые слова
Шелковые завесы в рукописях, ткани в рукописях, древнерусские иллюминированные рукописи, древнерусское искусство, кодикология, средневековые реставрации рукописей.
М. С. Серебрякова. Был ли Прохор Ростовский строителем Успенского собора
Кирилло-Белозерского монастыря?
Аннотация
Автор пересматривает предложенную Никольским датировку и атрибуцию Успенского собора в его труде о Кирилло-Белозерском монастыре, вышедшем в 1897 г. Согласно устоявшемуся в историографии мнению, собор датируется 1497 г., а строили его ростовские каменщики под руководством некоего Прохора Ростовского. Пересмотр источников, которым пользовался пришедший к этому выводу Никольский, дополнение их новыми, введенными с тех пор в научный оборот памятниками летописания, показывает, что сведения о дате постройки собора и его строителях относятся к сообщениям о разных событиях, а именно упоминание ростовских мастеров под руководством Прохора Ростовского относится к возведению и освящению первого каменного Успенского собора в Москве в 1327 г. На этом основании автор делает вывод, что вопрос об авторстве Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря снова является открытым.
Ключевые слова
Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря, русская средневековая архитектура, Прохор Ростовский, источниковедение, летописи.
Д. Г. Давиденко. Успенский собор Московского Кремля в пожар 1547 года
Аннотация
Успенский собор Кремля был архитектурным образцом в силу своего статуса как храма главы Русской Церкви. В пожар 21 июня 1547 г. он пострадал только в верхних частях и в районе паперти. Источники, заслуживающие, как нам представляется, бóльшего доверия, не говорят, что храм через несколько дней после пожара был осквернен убийством князя Ю. В. Глинского. Относительная сохранность собора в пожар, а также его последующее восстановление усилили значимость святыни. Храм в бóльшей степени стал восприниматься как богохранимый объект, и его значимость подчеркивалась в повествованиях XVI в. о пожаре, а также в деяниях Стоглава.
Ключевые слова
Кремль, Успенский собор, летописи, пожар 1547 г., Иван IV, митрополит Макарий,
Ю. В. Глинский, Стоглав.
Л. В. Ковтырева. О драгоценном уборе иконы Богоматери Одигитрии (Грузинской)
из Покровского монастыря Суздаля
Аннотация
Двусторонняя икона Богоматери Одигитрии (Грузинской) из Покровского монастыря
в Суздале и ее многосоставный драгоценный убор представляют собой единый средневековый культурно-исторический комплекс, научное освоение которого было начато в 1910 г. В. Т. Георгиевским. В 1930 г. икона поступила в Третьяковскую галерею, куда вскоре был передан частями и ее убор, состоящий из металлических и тканевых частей, украшенных драгоценными камнями и жемчугом. Икона неоднократно упоминалась специалистами в исследованиях, посвященных древнерусской живописи XIV — первой половины XV в., однако убор почитаемой иконы почти не привлекал внимания искусствоведов. Cтатья знакомит читателя с промежуточным результатом исследования сложного обрамления почитаемой иконы, которое складывалось на протяжении столетий. монастырского имущества XVI–XIX вв., которые дают представление об эволюции убора в целом, изменении его отдельных частей, вкладчиках и исполнителях деталей оклада. Описи позволяют проследить изменения местоположения иконы в пространстве храма. Совокупность приведенных данных по архивным документам дает возможность уточнения атрибуции малоизученного образа и его убранства, включая проблему его происхождения и датировки.
Ключевые слова
Древнерусская живопись, Покровский монастырь в Суздале, чудотворная икона, драгоценный убор, описи монастырского имущества XVI–XIX вв.
Ю. В. Устинова. «Встреча Марии и Елисаветы» в миниатюрах Лицевого сборника Чудова монастыря 1560-х годов: к проблеме интерпретации авторского замысла «Слова на Зачатие св. Иоанна Предтечи»
Аннотация
В «Слове на Зачатие св. Иоанна Предтечи» в составе Лицевого сборника Чудова монастыря 1560–1570‑х гг. (ОР РГБ. Ф. 98. № 1844) один из фрагментов повести посвящен свиданию Девы Марии, получившей благую весть от архангела Гавриила, с ее родственницей Елисаветой, носившей в это время во чреве Иоанна Предтечу (л. 150–151). Текст проиллюстрирован двумя миниатюрами, уникальной особенностью которых является изображение на лонах святых матерей полуфигур их еще не рожденных младенцев Иисуса и Иоанна. Для византийского и древнерусского искусства изображение видимых младенцев в данном сюжете не характерно, однако в европейском искусстве такая трактовка сюжета известна с рубежа XIII–XIV вв., став популярным мотивом в странах Центральной и Восточной Европы. По-видимому, именно западный образец лег в основу композиции изучаемых миниатюр грозненского времени. Его использование позволило художникам выразить идею о превосходстве Иоанна Предтечи над другими пророками Ветхого Завета, заложенную в программе рукописи, выполненной в качестве лицевого жития святого покровителя первого русского царя.
Ключевые слова
Древнерусское искусство XVI в., древнерусская миниатюра, Лицевой сборник Чудова
монастыря, эпоха Ивана Грозного, иконография Встречи Марии и Елисаветы, иконография св. Иоанна Предтечи, культ патронального святого.
И. А. Шалина. «… взят сей образ из Диких полей»: новгородская икона Николая Чудотворца из Свято-Духова монастыря и Никитская вотчина Софийского дома
Аннотация
В отличие от многих домонгольских икон, чье происхождение подтверждается или устанавливается благодаря письменным источникам, первоначальное назначение образа свят. Николая середины XIII в. из Свято-Духова монастыря (ГРМ), несмотря на привязку его к убранству этой обители, остается неизвестным. На его нижнем поле до удаления записи во время реставрации 1925–1928 гг. в ЦГРМ была надпись, сообщающая о создании иконы в 1500 г. и перенесении ее из Диких полей. Такой топоним встречается в документах Архиерейского дома Новгорода, где сохранилась опись 1679 г. деревянной церкви Святителей Никиты и Иоанна новгородских чудотворцев, поставленной в новоприобретенной вотчине Софийского дома. Судя по всему, икона свят. Николая также была перенесена в Дикие поля в числе архиерейского имущества, а после продажи вотчины в конце XVII в. возвращена в Новгород. Это дает основание считать происхождение памятника связанным с наиболее высоким социальным слоем древнего города.
Ключевые слова
Великий Новгород, Софийский архиерейский дом, икона святителя Николая, Свято-Духов монастырь, село Никитское Богородицкого уезда, XVII век, Русский музей.
С. В. Николаева. Археографическое направление в научной работе Сергиево - Посадского музея-заповедника. Из опыта публикации рукописей монастырского собрания
Аннотация
Статья посвящена проблеме публикации уникальных средневековых источников из архива Троице-Сергиева монастыря, хранящихся в настоящее время в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Кратко изложена история археографической работы музея, основное внимание уделено вышедшему в свет в 2020 г. комментированному изданию текста и исследований Описи 1641 г., уникального самого объемного (рукопись на 883) источника по истории художественного и книжного собрания Троицкого монастыря, его хозяйству, составу братии, численности и занятиям монастырских слуг и населения вотчин, а также приписных к нему монастырей. Отмечены особенности содержания источника и принципы публикации. Издание подготовлено С. В. Николаевой и Л. А. Кириченко; осуществлено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.
Ключевые слова
Публикация источников, Сергиево-Посадский музей-заповедник, опись Троицкого монастыря 1641 г.
А. П. Иванникова. Иконографическая программа декорации Святых врат Выгорецкой обители
Аннотация
В статье рассматривается разновременный комплекс икон со Святых врат Выгорецкой обители, происходящий из собрания В. Г. Дружинина и хранящийся в собрании Государственного Эрмитажа. До сих пор эти произведения не привлекали к себе специального внимания исследователей и, как правило, рассматривались в общем контексте развития старообрядческого искусства Выга. Расположение иконы Тихвинской Богоматери на главных вратах, лицом к Даниловой обители, свидетельствует о ее особом покровительстве сакральному пространству монастыря и отражает важные аспекты почитания тихвинского образа Богоматери в Выговском суземке. Желающих войти в обитель «встречал» трехфигурный Деисус, идейный замысел которого сводился к актуальным для старообрядцев темам покаяния перед лицом смерти и заступничества Богоматери на Страшном суде. Таким образом, программа декорации Святых врат оказывается тесным образом связана с идеей входа в сакральное пространство монастыря через «врата спасения», олицетворявшие символический вход в Небесный Иерусалим. Время создания трех икон Деисуса (около 1735 г.) и образа Богоматери Тихвинской (около середины XVIII в.) связано с малоизученным периодом развития выговского иконописания, когда закладываются основные черты так называемого поморского пошиба. В этом отношении комплекс ранних памятников, хранящихся в Эрмитаже, уникален по своему значению и позволяет заполнить некоторые лакуны в истории становления местной художественной традиции.
Ключевые слова
Выговское общежительство, Святые врата, надвратный Деисус, Богоматерь Тихвинская, В. Г. Дружинин, выговское иконописание.
Хроника
Хроника реставрации
А. Л. Макарова, О. Е. Полушкина, В. Б. Калашников. Хроника реставрации МНРХУ с декабря 2021 года по апрель 2022 года
Выставки
М. А. Маханько. Век перемен: выставка древнерусской иконописи XVII в. из собрания Константина Воронина. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. 22 декабря 2021 — 21 февраля 2022
Рецензии
Г. П. Геров. Маргарита Куюмджиева. Ликът на Бога. Изображенията на Света Троица в православното изкуство. София: Институт за изследване на искуствата БАН, 2020
Г. И. Вздорнов. Рецензия на книгу Т.М. Кольцовой «Церковная живопись Архангельской губернии второй половины XVIII — начала XX века»
Конференции
М. А. Маханько. Подвиг служения. К 75-летию архимандрита Макария (Веретенникова), церковного историка, богослова. Конференция 19 ноября 2021 г., Троице-Сергиева лавра
М. А. Маханько. Международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации» 18–20 июля 2021
Дискуссии
А. В. Яганов, Е. И. Рузаева Иоаннисян О. М. Вновь о древнейших храмах Спасского
монастыря в Ярославле // Δωρεά: К 90-летию Энгелины Сергеевны Смирновой: сб. ст. / Отв. ред. М. А. Орлова. М.: Государственный институт искусствознания, 2022. С. 152–163
Памяти Марии Владимировны Сарабьяновой