2019 № 1
Статьи
Плюханова Мария БорисовнаПокров и Знамение в Новгороде и Пскове в XIV веке
Аннотация
В работе выдвинуто предположение, что культ иконы Знамение, сохранявшийся в Новгороде в течение многих столетий, в разные периоды имел разное содержание. Представление о том, что 27 ноября чествуется память победы новгородцев над суздальцами в 1170 г. c помощью иконы Знамение, укрепилось в конце XIV — начале XV в.; именно тогда возникло проложное сказание об этом чуде. Некоторые данные богослужебных рукописей и летописей позволяют думать, что несколько раньше, в том же XIV в., почитание Знамения близко примыкало к чествованию Покрова. Значение Покрова для Новгорода растет в течение XIV в., достигая особой силы в периоды эпидемий чумы, приходившей в Псков и потом Новгород в начале 50-х гг. и в 1389–1390 гг. С Покровом сопрягается почитание Знамения преимущественно как чуда истечения слез от иконы Богоматери. Церковь Знамения возводится через год после прихода в Новгород мора — «черной смерти». С подобными обстоятельствами были связаны позднейшие чудеса от псковских икон.
Ключевые слова
Новгород в XIV столетии, чудотворные иконы Новгорода и Пскова, Покров Богородицы, Знамение, службы в честь богородичных икон.
Орлова Мария АлексеевнаОб одном из мотивов резьбы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском
Аннотация
В статье рассматривается уникальный мотив фасадной резьбы Георгиевского собора Юрьева-Польского, состоящий из чередующихся львиных и человеческих масок, объединенных стилизованными ветвями лозы. Имевший некогда характер фриза, он не встречается ни в одном известном памятнике архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Семантика этого мотива связана с темами смерти и воскрешения. Одной из версий, объясняющей его появление на фасадах, может быть связь с погребальным назначением храма, с намерением превратить его в место упокоения как самого князя Святослава, строителя собора, так и всего рода Святославичей, т. е. он мог изначально замышляться в том числе и как храм-усыпальница.
Ключевые слова
Владимиро-Суздальская архитектура, фасадная резьба, маскароны, назначение.
Стерлигова Ирина АнатольевнаК изучению «монгольского» периода в истории древнерусской торевтики
Аннотация
Время вхождения Руси в Джучиев улус Монгольской империи связано с существенными изменениями в древнерусской торевтике, его нельзя оценивать лишь как «вынужденную паузу». Золотое и серебряное дело было тесно связано со вкусами и образом жизни древнерусской феодальной верхушки, русские князья подолгу находились при ханских дворах, усваивали обычаи и придворный церемониал завоевателей, поэтому облик драгоценностей быстро меняется. Уходят сложные и дорогостоящие художественные технологии, воспринятые Русью от Византии, распространяются новые формы и орнаменты, восходящие к бытующим в Золотой Орде образцам. Эти изменения были бы невозможными без овладения новыми приемами золотого и серебряного дела при помощи самих носителей новой технологии. При всей малочисленности сохранившихся предметов можно утверждать, что именно в ту эпоху закладываются основы русского позднесредневекового «узорочья». Поэтому оценивать торевтику ордынского периода лишь с позиций истории культуры русского этноса (или русославянской протонации) неверно, мы неизбежно вернемся к устаревшим мнениям об автохтонности национальной культуры.
Ключевые слова
Древнерусская торевтика «монгольского» периода, проблемы изучения, типы статусных украшений, золотоордынские образцы и мастера.
Аннотация
Статья отражает экспериментальную попытку схематически обозначить базовые пространственные характеристики Спасо-Преображенского собора в Твери на период его существования с момента постройки в конце XIII в. с возможными дополнениями до конца XIV в. Основанием служат результаты археологических раскопок на месте собора в Тверском кремле (2010–2014 гг., ИА РАН) и полученные при этом основные характеристики плана. Их размеры, пропорции и иные особенности сопоставляются с известными по натурным исследованиям памятниками Руси, прежде всего Северо-Западной, но также с храмами Полоцко-Смоленской земли. Учитываются выводы о типе и строительной технике памятника, его хронология и особенности декора. Все это позволяет предложить гипотетическую реконструкцию собора как одноглавого, четырехстолпного, с трехчастным алтарем, трехсторонними галереями с приделами в восточных частях (стенки с востока прямые, без внешних закруглений). Собор стоял на рельефе с падением к югу, что потребовало с этой стороны ввести дополнительную субструкцию и поставить высокое белокаменное крыльцо.
Ключевые слова
Архитектурная реконструкция, археологические раскопки, зодчество Древней Руси, Тверь, Спасо-Преображенский собор, удельный период.
Аннотация
Составители священных текстов — евангелисты, пророк Давид, составители Литургии (особенно Иоанн Златоуст) — часто изображаются в древнерусской книжности. Их фигуры занимают там первенствующее положение, по сравнению с повествовательными композициями, иллюстрирующими текст, и фигурами тех святых, чьи деяния описываются в книге. Для книжности Новгорода рассматриваемого периода, в отличие от искусства Москвы и Северо-Восточной Руси, характерны некомпозиции с авторами, пишущими или размышляющими сидя у стола и изображенными в трехчетвертном повороте, а фронтальные фигуры, обращенные к зрителю. Такие образы обеспечивают прямое и более духовное воздействие на зрителя. В большей части сохранившихся произведений фигура автора текста заключена в обрамление в виде храма, заполненное тератологическим орнаментом. Мотивы и ритмика этого орнамента, несмотря на некоторое упрощение в конце XIV в., составляют антитезу той византийской традиции, которая сохраняется в изображениях авторских фигур.
Ключевые слова
Рукопись, миниатюра, Новгород, авторский портрет, тератология, орнамент, храм.
Лифшиц Лев ИсааковичК проблемам изучения творчества Андрея Рублёва
Аннотация
Статья посвящена методологическим проблемам, связанным с вопросами организации работы иконописцев в Москве на рубеже XIV–XV вв. и определением принадлежности икон Рублёву, художникам, работавшим в его мастерской, и просто его современникам. В центре рассмотрения стоит вопрос о критериях оценки авторства.
Ключевые слова
Андрей Рублёв, круг мастеров, иконопись, стенопись, книжная миниатюра, техника, технология, манера, стиль, авторство, мастерская, атрибуция, критерии оценки, экспертиза.
Аннотация
В статье впервые публикуется фресковая композиция «Богоматерь с Младенцем на престоле», собранная из археологических фрагментов росписи новгородского Софийского собора. По стилю живописи и месту находки в храме она обнаруживает прямое соответствие сообщению Летописи Авраамки о росписи столпов Софийского собора в 1466 г. повелением новгородского архиепископа Ионы. Будучи промежуточным звеном между росписями церкви Сергия Радонежского в Детинце и Симеона Богоприимца в Зверине монастыре, она демонстрирует нарастание иконных черт как характерную тенденцию живописи этого времени. Публикуемую фреску отличает необычная иконография Христа, чей благословляющий жест и поворот головы направлены в разные стороны. Такая поза Богомладенца характерна для иконографии «Богоматерь Живоносный источник», самые ранние образцы которой почти одновременны данной фреске, а также для более поздних изображений критской школы, совмещающих в себе черты иконографии тронной Богоматери и Богоматери «Живоносный источник». Учитывая раннее по отношению к этим вариантам время появления новгородской фрески, можно предполагать, что она, как и критские изображения, ориентировалась на некий несохранившийся константинопольский прототип. В то же время нельзя исключить, что новгородский мастер модифицировал уже известную в Новгороде иконографию Богоматери на престоле с предстоящими святыми, стремясь включить это чтимое изображение в контекст уже существовавших в соборе святынь, косвенное свидетельство чему — фиксируемый в Чиновнике Софийского собора порядок поклонения им новгородского архиепископа во время обхода храма.
Ключевые слова
Монументальная живопись, фреска, иконография Богородицы, Богоматерь на престоле, Великий Новгород, древнерусское искусство, реставрация, фрагменты фресок.
Аннотация
Статья посвящена малоизвестному памятнику московской живописи XV в. — иконе «Богоявление» из частного собрания Воробьёвых. Недавно на этом произведении была обнаружена надпись, содержавшая имя иконописца, однако ее текст был опубликован с лакунами, в числе которых оказалось и имя мастера. Мы предлагаем свою реконструкцию надписи, основанную на других принципах ее чтения, которое нужно начинать с правой части текста и оканчивать левой. Кроме того, следует исходить из предположения, что один из фрагментов надписи исполнен тайнописью. Новое прочтение и расшифровка криптографического фрагмента позволили утверждать, что икона была написана неким попом Иваном, который вложил ее в неизвестный храм. Судя по всему, этот клирик был сравнительно образованным человеком, желавшим и показать знание тайнописи, и уточнить смысл изображенного сюжета. Он поместил надпись со своим именем в пещеру в правой части иконы, очевидно, выражая мысль о том, что при крещении верующий «погребается» вместе с Христом, чтобы затем воскреснуть вместе с Ним. Редкий для русской иконописи XV в. тип надписи дает новую информацию о средневековых вотивных текстах и их месте в замысле произведений.
Ключевые слова
Средневековая Русь, русская иконопись, московская иконопись, искусство XV века, иконография Богоявления, надписи на иконах, средневековые мастера, эпиграфика, тайнопись, частные собрания.
Аннотация
Соборный храм традиционно датируется 1543/1544 г. В его архитектурном облике очевидно стремление строителей повторить структуру фасадов и детали орнаментальных поясов белозерских храмов конца XV в., не встречающихся в строительстве 1530–1540-х гг. Вместе с тем, в его облике присутствуют детали, которые впервые появляются в соборе Покрова на Рву 1555–1561 г. Это позволяет отнести церковь по крайней мере к периоду после 1559 г. и до 1569 г. Такая датировка соответствует и общим композиционным особенностям храма, построенного изначально с северным приделом, что несвойственно для архитектуры середины столетия, но характерно для более позднего периода. Таким образом в архитектуре собора прослеживаются две противоречащие тенденции, образующие уникальность облика этого храма — с одной стороны, сознательное стремление обратиться к самым ранним образцам среднерусской архитектуры в Белозерье, с другой — привнести в консервативную архитектурную традицию элементы столичной архитектуры.
Ключевые слова
Белозерье, древнерусское зодчество, Воскресенский Горицкий монастырь, княгиня Евфросиния
Тарабарина Юлия Валентиновна«Голицынский» ремонт Теремного дворца как историографический миф
Аннотация
В статье, на основании изучения опубликованных сведений, так же как и стилевого анализа историко-архитектурного контекста XVII в., исследуется вероятность ремонта Теремного дворца в 1680‑е гг. после пожара ноября 1682 г. под наблюдением В. В. Голицына. Автор приходит к выводу, что Теремной дворец не пострадал существенно в пожаре 1682 г. и в 1680-е его фасады не претерпели сколько-нибудь заметного ремонта, а архитектурный облик не изменился. Серьезные утраты дворец потерпел при пожарах 1696 и 1701 гг., однако и тогда больше пострадали его интерьеры, чем фасады. Документ 1722 г. показывает, какие части интерьерной резьбы дворца были поновлены: вероятно, результаты этих поновлений мы по-прежнему наблюдаем в интерьерах дворца. В целом же архитектурный облик дворца, а именно: лопастные арки и «гирьки», характер резьбы, Челобитное окно с сандриком на колонках, раскрепованные фронтоны окон с фигурными вставками, дошел до наших дней от 1630-х гг., и самыми серьезным вторжением в его облик была стилистическая реставрация XIX в.
Ключевые слова
Теремной дворец, Потешный дворец, палаты Милославских, церковь Троицы в Никитниках, Московский Кремль, Грановитая палата, русская архитектура XVII в., история ремонтов, раскрепованный фронтон, лопастная арка, резьба, Осип Старцев, В. В. Голицын, И. Е. Забелин.
Хроника
Хроника реставрации
Выставки
Самойлова Татьяна ЕвгеньевнаВыставка «Сказание о граде Свияжске». ГТГ. 2018 год
Бузыкина Юлия НиколаевнаВыставочная деятельность Музея русской иконы в конце 2018 — начале 2019 года
Ратомская Юлия ВладимировнаО выставке «Ю.С. Ушаков. Деревянная архитектура Русского Севера»
Шалина Ирина АлександровнаДревнерусские события в Санкт-Петербурге
Конференции
Преображенский Александр СергеевичЛазаревские чтения 5–6 февраля 2019 года