2023 № 2

Статьи


Ю. В. Лощина, И. А. Стерлигова. Забытый памятник древнерусской перегородчатой эмали: «образок» из Старорязанской коллекции А. В. Селиванова

Аннотация

Первая публикация золотой пластины с образом Христа, найденной на Старорязанском городище в 1888 г. Форма и размер пластины позволяют предположить, что она могла украшать так называемые сионцы – четырехгранные подвески в виде храмиков, а художественные особенности изображения связывают его с произведениями древнерусских эмальеров первой половины XII в.

Ключевые слова:

Находки 1888 г. в Старой Рязани, древнерусские перегородчатые эмали, золотые украшения со священными изображениями


Т. Ю. Царевская. Изучение монументальной живописи Великого Новгорода второй половины XIV — первой трети XV века: итоги и перспективы исследований (вопросы датировки и атрибуции)

Аннотация

Пройденный путь открытия и изучения фресок Великого Новгорода второй половины XIV–первой трети XV в., охватывающий более чем столетие, уже сам по себе становится предметом исследований как с точки зрения формирования отечественного искусствоведения как области знаний, так и с позиций феноменологии духа. Вместе с тем, чтобы обозначить вопросы, которые на этом пути еще не получили удовлетворительного разрешения, необходима систематизация и новое осмысление обширного багажа порой противоречивых сведений, касающихся фрескового наследия Великого Новгорода. В статье внимание сосредоточено на некоторых итогах и перспективах в изучении стилистической атрибуции памятников означенного периода и проблеме их датировок.

Ключевые слова:

Монументальная живопись, Великий Новгород, фреска, Феофан Грек, Волотово, церковь Феодора Стратилата на Ручью, древнерусское искусство, историография


Вл. В. Седов. Церковь Власия в Новгороде

Аннотация

Статья посвящена публикации сведений о церкви Власия на Волосове улице (1407) в Новгороде. Это памятник новгородской архитектурной школы, стоящий в центре города, отреставрированный в 1950-е гг. по проекту архитектора Д. М. Федорова, остается практически неизученным за счет того, что не были изданы материалы середины XX в., посвященные исследованию и реставрации памятника. Реставрированные формы здания как будто заслонили собой первоначальную архитектуру. С опорой на графические источники автор показывает те подлинные части конструкции, на основании которых можно судить о квадратных, широких пропорциях храма, а также рассказывает о столбах, сводах и внутренних перегородках, позволяющих судить об организации внутреннего пространства этого здания. Храм сравнивается с одновременными и более ранними постройками новгородской архитектуры.

Ключевые слова:

Русское средневековое зодчество, начало XV века, Великий Новгород, церковь Власия, архитектура, конструкция, своды.


А. М. Манукян. Образ Благоразумного разбойника из собрания Музея русской иконы имени Михаила Абрамова: Иконография

Аннотация

Икона является одним из ранних сохранившихся единоличных изображений Благоразумного разбойника в древнерусском искусстве и отличается весьма необычной иконографией. Привычный атрибут разбойника – крест, с помощью которого он, согласно легенде, смог войти в Рай, – изображен парящим в воздухе за его спиной. Этот мотив может объясняться аллюзией на реликвию Благоразумного разбойника – голгофский крест, на котором тот был распят, хранившийся на Кипре в монастыре Ставровуни. Согласно паломническим отзывам, крест разбойника имел чудесное свойство висеть в воздухе без какой-либо опоры. В нижнем правом углу иконы просматривается черный подготовительный рисунок, изображающий «секиру при корени древа», о которой говорится в проповеди Иоанна Крестителя (Мф. 3:10). Секира могла быть включена в композицию изначально, но затем мастер не повторил в цвете столь смелое решение. Тогда на иконе визуально сопоставлялись бы два «древа» – то, что с секирой, на переднем плане, в качестве эмблемы греха и призыва к покаянию, и райское древо в образе креста за левым плечом разбойника.

Ключевые слова: 

Благоразумный разбойник, дверь жертвенника, Иоанн Креститель, Иоанн Грозный, секира при корени древа, Крестное Древо, Кипр, монастырь Ставровуни


Д. Г. Давиденко. Строительство вологодского Софийского собора в контексте церковной политики Ивана IV в эпоху опричнины

Аннотация

Основываясь на наблюдениях предшественников о том, что Софийский собор в Вологде имел это посвящение уже в 1570-е гг., а также учитывая особое внимание Ивана IV к Вологде и опалу Новгорода в эпоху опричнины, высказывается предположение, что вологодский Софийский собор перенял статус важнейшего храма Новгорода того же посвящения. Тем самым показывается, что процесс символического перемещения святыни в Древней Руси носил более регулярный характер, чем это представлялось ранее. Ориентация архитектурного облика и богослужебной практики вологодского Софийского собора на московский Успенский собор формировала ассоциативную связь важного в православном мире Софийского посвящения с традицией московского зодчества. В статье обращается внимание на архитектурное влияние и новгородского Софийского собора на вологодскую Софию.

Ключевые слова:

Вологда, Москва, Новгород, опричнина, Иван IV, Софийский собор, Успенский собор


О. Е. Полушкина. Протоевангельский цикл в стенописи Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве: особенности иконографии в контексте последних реставрационных открытий

Аннотация 

В статье представлено описание ранее мало освещённого протоевангельского цикла Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Проведенные в храме в 2017-2024 гг. реставрационные работы позволили доказать его единовременность основному объему росписей, дав возможность лучшего изучения. В работе дается подробный анализ композиционного состава цикла, а также предпринята попытка выявить иконографический источник.

Ключевые слова:

Смоленский собор Новодевичьего монастыря, протоевангельский цикл, мариологические циклы, монументальная живопись


Ю. В. Тарабарина. К вопросу о датировке здания придела Саввы Саввино-Сторожевского монастыря

Аннотация

Придел Саввы Сторожевского Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря традиционно датировался временем между 1652 и 1656 годами. Затем архитектор-реставратор В. М. Пустовалов предложил «удревнить» время его строительства, отнеся появление существующего здания к 1547 году – времени общероссийской канонизации преподобного. В статье, на основании сравнительного изучения формально-стилевых особенностей памятника в их отношении к контексту архитектуры второй половины XVI и первой половины XVII века, сделано предположение о вероятности строительства придела Саввы в период 1630-х – начала 1640-х годов. Аргументация основана, прежде всего, на специфике конструкции, которая состоит из сомкнутого свода на распалубках и выстроенной поверх него имитации крещатого свода с аттиковым завершением в виде трифолия. Такое сочетание в принципе уникально для русской архитектуры XVI–XVII веков, хотя находит некоторые аналогии в архитектуре церквей при трапезных, так же как и в особенностях развития придельных храмов начала XVII века. Сделано предположение о родственности архитектуры придела тенденциям, которые наблюдаются в архитектурно-строительной практике круга мастеров, связанных с Троице-Сергиевым монастырем во второй половине 1630-х гг. 

Ключевые слова:

Саввино-Сторожевский монастырь, русская архитектура XVII века, сомкнутый свод на распалубках, трифолий, придел Саввы Сторожевского, придел Мины церкви Зачатия Анны в Углу, церковь Покрова в Рубцове, Успенская «Дивная» церковь Алексеевского монастыря в Угличе, церковь Зосимы и Савватия Троице-Сергиева монастыря


А. И. Грибкова. Цикл жития преподобного Саввы в росписи придельной церкви Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря

Аннотация

В статье впервые рассматривается житийный цикл преподобного Саввы в росписи придельной церкви Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Существующий цикл находится под записью 1872–1873 гг., однако его состав и содержание позволяют отнести памятник к 1649–1650 гг., времени, когда был расписан весь собор. Житийная иконография преподобного Саввы могла сформироваться уже к середине XVI в., что было связано с прославлением мощей святого на Макарьевских соборах. Об этом свидетельствует небольшое количество известных памятников с житийным содержанием второй половины XVI – середины XVII в. Все они оказываются заметно схожи с изобразительным циклом в программе росписи, на что указывают единый состав житийного цикла, порядок сцен, а также иконографический состав отдельных композиций. При этом наиболее близкой является шитая в 1648–1649 гг. подвесная пелена. Скорее всего, два одновременных памятника были созданы по образцу одного из утраченных произведений с циклом жития преподобного Саввы. Вместе с тем композиции в росписи отражают черты ряда других произведений последней четверти XVI – середины XVII в., что может указывать на уже существовавший в этот период житийный цикл преподобного Саввы. Таким образом, под поздней живописью оказывается скрыт уникальный памятник, созданный, вероятно, по образцу одного несохранившегося произведения, которое может восходить к периоду прославления мощей святого Саввы.

Ключевые слова:

Житийный цикл преподобного Саввы, программа росписи, иконография, придел преподобного Саввы, Саввино-Сторожевский монастырь.


А. Е. Тарасов. Нюрнбергские паникадила конца XVII века в соборах Сольвычегодска

Аннотация 

Статья вводит в научный оборот паникадила Введенского собора Сольвычегодска – памятники художественного литья нюрнбергских мастеров медного дела конца XVII века. Проводится и атрибуция креста из фондов Сольвычегодского историко-художественного музея, венчавшего несохранившееся до наших дней паникадило, также выполненного нюрнбергским мастером. По мнению автора, нюрнбергские паникадила были закуплены по распоряжению Г. Д. Строганова около 1691 г. в связи с завершением первого этапа строительства Введенского собора. Одно из паникадил предназначалось для Благовещенского собора Сольвычегодска.

Ключевые слова:

Сольвычегодск, Введенский собор, Благовещенский собор, Г. Д. Строганов, художественное литье, мастера медных дел, паникадила, Нюрнберг. 


Н. А. Мерзлютина. Судьба архитектурной композиции храма «кораблем» в русском зодчестве конца XVII — начала XVIII столетия (на примере двух утраченных памятников Нижнего Новгорода — Благовещенского собора и Георгиевской церкви)

Аннотация. Архитектурная композиция храма «кораблем» с постановкой по одной оси церкви, трапезной и колокольни, популярная в русском сакральном зодчестве XVII века, остается в арсенале мастеров и в конце XVII – начале XVIII столетия. Прекрасными примерами традиционного и новаторского воплощения этих идей в указанный период служат два разрушенных памятника Нижнего Новгорода – Благовещенский собор, возведенный в 1696–1697 гг. по инициативе митрополита Сарского и Подонского Тихона (Воинова), и Георгиевская церковь, построенная в 1702 г. нижегородским «гостем», купцом Иваном Пушниковым. Многочисленные сохранившиеся фотографии и графические изображения храмов, а также выявленные архивные чертежи позволяют более подробно исследовать утраченные памятники, проследить происхождение и дальнейшее развитие двух нестрогановских линий одной архитектурной композиции в нижегородском церковном зодчестве рубежа XVII–XVIII столетий. 

Ключевые слова: 

Архитектурная композиция храма «кораблем» (церковь – трапезная – колокольня), нарышкинский стиль, разрушенные церкви, Нижний Новгород


Хроника

Выставки


М. А. Маханько. Обзор выставки: Гармония эмали. Меднолитая пластика XII — начала XX века. ЦМиАР, 9 августа — 1 октября 2023 года

А. Л. Гульманов. Выставка «Тверская Атлантида». К 75‑летию Музея имени Андрея Рублева

И. А. Шалина. Художественное наследие староверов Поморья – новая выставка Государственного Эрмитажа

Ю. Н. Бузыкина. Выставка «Византия в Италии. Икона „Богоматерь Умиление“ XIII века из частного собрания»


Конференции


П. А. Тычинская. Международная научная конференция «Проблемы византийского и древнерусского искусства. К 65-летию со дня рождения В. Д. Сарабьянова». Москва, 5–6 апреля 2023 года

М. А. Маханько. Межрегиональная научно-практическая конференция «Древнерусское шитье: история и традиции» на базе Великоустюгского государственного музея-заповедника

М. А. Маханько. XXII Международная научно-­богословская конференция «Богословие и светские науки: Традиционные и новые взаимосвязи», посвященная 300‑летию духовного образования на Казанской земле

Памяти Сергея Владимировича Обуха