2020 № 2
Статьи
Л. И. ЛифшицО недавно раскрытой византийской иконе Богоматери XV века
Аннотация
Статья посвящена недавно раскрытой греческой иконе Богоматери, находящейся в частном собрании в Москве. Сравнительный стилистический анализ дает прочное основание для отнесения этого выдающегося по качеству памятника к лучшим произведениям византийской живописи первой четверти XV в. Особенности его иконографии позволяют видеть в нем список с одной из наиболее чтимых святынь Константинополя. Введение этого произведения в историю искусств позволяет уточнить наши представления об этапах развития позднепалеологовского стиля, пересмотреть существующие в научной литературе датировки таких известных икон, как образ св. Марины из собрания Византийского музея в Афинах.
Ключевые слова
Иконы, стиль, живопись, иконография Богоматери, колорит, тон, Палеологовская эпоха.
Э. С. СмирноваИкона конца XVI века «Воскресение — Сошествие во ад» в частном собрании в Москве. Редкие особенности иконографии и стиля
Аннотация
Небольшая икона-пядница конца XVI в. «Сошествие во ад» (собрание Н.В.Шутова в Москве) воспроизводит иконографию какого-то несохранившегося крупного образа. Фигура праотца Ноя в левой группе праотцев, уникальная для изображений данного сюжета, подтверждает уже отмечавшееся в научной литературе своеобразие русской иконографической традиции. Композиционная структура произведения отражает концепцию одного из значительных направлений в русской иконописи позднего XVI столетия.
Ключевые слова
Икона, «Воскресение Христово», иконографическая традиция, праотцы, своеобразие русских вариантов, композиционная структура, русская иконопись конца XVI в.
А. В. ЗахароваО недавно раскрытой фреске с Деисусом в церкви Успения Богородицы в Лабово
Аннотация
О недавно раскрытой фреске с Деисусом в церкви Успения Богородицы в Лабово В статье предлагается атрибуция фрески с изображением Деисуса, недавно раскрытой на хорах церкви Успения Богородицы в Лабово (Албания). С помощью сравнительного стилистического анализа автор показывает, что это изображение наиболее близко произведениям второй четверти— середины XI в., таким как фрески в храмах Панагии тон Халкеон в Салониках, Св.Леонтия в Водоче и собора Св.Софии в Охриде. Поскольку время строительства храма в Лабово до сих пор дискутируется, атрибуция фрески позволяет подтвердить предлагавшуюся ранее другими исследователями датировку постройки X или, более вероятно, первой половиной XI в.
Ключевые слова
Византийская живопись, фрески, деисус, Албания, Лабово, Охрид.
Т. Ю. ЦаревскаяИзображения новгородских святителей в «келье Иоанна» Владычной палаты в Великом Новгороде: время и обстоятельства появления
Аннотация
В статье обосновывается реконструкция состава парного изображения новгородских святителей— Никиты и Иоанна на откосах ниши с композицией «София Премудрость Божия» в «келье Иоанна» Владычной палаты Новгородского кремля, уточняются время и обстоятельства сложения данной иконографической формулы. Программный смысл этих изображений раскрывается через послание новгородского архиепископа Пимена, доставленное в 1563 г. царю Ивану Васильевичу IV в расположение русской армии перед взятием Полоцка. Опираясь на существующие традиции книжности, новгородский архипастырь призвал царя низложить еретиков-латинян и иконоборцев-лютеран. Предстоящее сражение, по его мысли, велось за православную веру «Греческого закона», и в этой борьбе знаменем истинной веры выступал знаменательный для Новгорода образ Софии Премудрости Божия. Сопровождающие его новгородские чудотворцы, чьи мощи покоятся в храме Святой Софии, выступали гарантами незыблемости православия.
Ключевые слова
Монументальная живопись, фреска, святитель Никита Новгородский, святитель Иоанн Новгородский, Владычная палата, иконография, Великий Новгород, древнерусское искусство, реставрация.
Л. А. Беляев, И. И. ЕлкинаО времени постройки первого каменного собора Алексеевского Зачатьевского монастыря: опыт автокоррекции
Аннотация
Одной из проблем датирования памятников по археологическим материалам является их привязанность к письменной истории и ее источникам. Эта связь не всегда помогает, часто она становится помехой в установлении независимой даты. Внутри самой археологии есть еще один источник, отрицательно влияющий на складывание независимой хронологии. Это привычная иерархия дат, согласно которой более ранние даты кажутся исследователю более желательными. Датировка каменного собора Алексеевского (позже Зачатьевского) монастыря служит хорошим примером этого механизма. Изначально он был датирован авторами концом XVI в. (вторая половина 1580‑х гг.). Через 15 лет критика собственных построений позволила нам прийти к выводу о том, что храм был построен между концом 1510‑х— концом 1540‑х гг. Это также делает вероятной его идентификацию с церковью Алексея Человека Божия, упомянутой в известном списке построек итальянского архитектора Алевиза Фрязина.
Ключевые слова
Архитектурная археология, монастырская археология, анализ источников, иерархия источников, архитектура Москвы XVI в.
А. В. ЯгановО хронологии каменного строительства в кашинском Клобуковом монастыре во второй половине XVII — первой трети XVIII века
Аннотация
В статье, на примере истории Троицкого (Никольского) собора Клобукова монастыря, предпринята попытка обозначить причины и хронологию возрождения каменного строительства в Кашине во второй половине XVII в. С привлечением некоторых архивных и библиографических источников, натурных наблюдений и исследований удалось несколько скорректировать общепринятую датировку памятника, обозначить основные этапы реконструкции ансамбля Клобукова монастыря во второй половине XVII— первой трети XVIII в.
Ключевые слова
Город Кашин, Никольский Клобуков монастырь и его история, русская архитектура второй половины XVII— первой трети XVIII в., корпоративное строительство, натурные исследования памятника.
С. И. БарановаИз опыта изучения изразцового декора церкви Николы Мокрого в Ярославле
Аннотация
Статья посвящена малоизвестному фрагменту изразцового декора церкви Николы Мокрого в Ярославле, украсившему храм в первый строительный период (1665–1672). Закраска и замена редких терракотовых изразцов в ходе многочисленных реставраций и ремонтов памятника изменили типологию, а в ряде случаев и изображение на лицевых пластинах. Обращение к истории их создания, сделанное на основе ранее неизвестных материалов из архива А.В.Филиппова, дает новую информацию о редком архитектурном приеме в декорировании изразцами древнерусских памятников.
Ключевые слова
Изразец, копия, церковь Николы Мокрого, Ярославль, закраска изразцов, реставрация
Э. Н. ДобрынинаРеконструкция утраченного сборника «типа Анастасия» по московским и парижским фрагментам (ГИМ, Син. греч. 73, Paris, BnF, Coisl. 28 и Suppl. gr. 1156)
Аннотация
Статья посвящена исследованию ныне утраченного минускульного сборника на основе трех отождествленных фрагментов, хранящихся в собраниях Парижа и Москвы. Сборник дополняет круг рукописей «типа Анастасия» рубежа IX–X вв. и стоит в ряду памятников переходного периода византийского искусства книги. Фрагмент этого сборника в рукописи ГИМ, Син. греч. 73 содержит ранее неизвестный список «Легенды об обретении Св. Креста и гвоздей» Менандра Протектора. Анализ палеографии и художественного оформления реконструированного сборника позволяет отнести обнаруженный отрывок к числу старших списков Легенды.
Ключевые слова
Греческая палеография, греческие рукописи, византийское искусство книги, орнамент, декорация переходного периода, письмо «типа Анастасия», пергаменные фрагменты, Менандр Протектор, Обретение Св. Креста и гвоздей.
И. А. ШалинаДревнейшая подвесная лицевая пелена чудотворной иконы Богоматери Тихвинской и прославление монастырской святыни
Аннотация
Статья посвящена древнейшей подвесной шитой пелене, подвешиваемой к чудотворной иконе Богоматери Тихвинской, происхождение которой удается связать с Успенским собором Большого монастыря. Архивные источники позволяют не только подтвердить это, но и реконструировать первоначальный облик пелены и проследить историю ее бытования и реставрации. Художественный стиль шитья сближает его с произведениями, созданными в кремлевской мастерской великой княгини Соломонии Сабуровой, что дает возможность предполагать, что пелена была вышита к моменту освящения нового каменного храма в Тихвине в 1515 г., построенного по велению и на средства Василия III. Скорее всего, создание этого произведения, как и устройство церкви-реликвария для Тихвинской иконы, было связано с молением княжеской семьи о чадородии. С этого времени святыня монастыря получает общерусское почитание.
Ключевые слова
Василий III, Успенский Тихвинский монастырь, чудотворная икона Богоматери Тихвинской, древнерусское искусство XVI века, древнерусское лицевое шитье, пелена, иконография, мастерская Соломонии Сабуровой.
И. ТиретВышивая новую династию: Марфа Ивановна Романова и ее пелена «Похвала Богоматери»
Аннотация
Пелена Марфы Ивановны «Похвала Богоматери» дает представление о той далеко идущей роли, которую сыграла мать первого Романова в построении образа новой правящей династии в России в традиционных религиозных рамках, которые определяли Московское царство. Пелена демонстрирует умение Марфы использовать средства церковной вышивки, чтобы указать на преемственность между традиционным восприятием русских правителей и новым царем. Помещая святого покровителя Михаила Федоровича на место святой покровительницы Ирины Годуновой, изображенной на пелене мастерской Ирины Годуновой на ту же тему, Марфа Ивановна утверждала, что ее сын пошел по стопам прежних русских правителей, власть которых была узаконена божественной благодатью. Отсылка к ветхозаветной фигуре Иосифа в надписи рядом со святым покровителем Михаила Федоровича еще больше подчеркивает этот момент. Но Марфа Ивановна не только оказала ту же поддержку, какую Ирина Годунова оказала своему брату Борису при восхождении на престол. На пелене Марфы Ивановны святая покровительница Марфы, облаченная в монашеские одежды, присоединяется к хору ветхозаветных деятелей в литургическом хороводе в честь величайшей заступницы из всех— Богородицы. Подразумеваемая близкая связь Марфы Ивановны с божественным, подчеркивающая ценность заступничества царской матери, выражена в надписи рядом со святой Марфой. Марфа Ивановна умело соединила традиционные представления о царских матерях и царицах-монахинях, выступающих в роли заступниц за московских царей, чтобы отвести себе важную роль при московском дворе начала XVII в.
Ключевые слова
Марфа Ивановна Романова, Ирина Годунова, святая Ирина, святая Марфа, древнерусское шитье, пелены, Федор Иванович, династия Романовых.
И. Л. Кызласова, А. В. УлановаМихаил Андреевич Ильин: «…взорвана немцами при отступлении». (Исследования архитектуры Подмосковья в годы войны)
Аннотация
Статья содержит основные биографические сведения М.А.Ильина (1903–1981), крупного историка искусства, работавшего в ряде учреждений, в том числе в Институте истории искусств и Московском университете. Данный текст предваряет первую публикацию Отчета ученого, составленного в 1942 г. (или 1943 г.), по результатам обследования разрушений памятников архитектуры Верейского и Наро-Фоминского районов Московской области, известные автору с детства. Читатель узнает некоторые новые сведения (в частности, об утраченной каменной иконе, подарке Германского императора Рудольфа царю Ивану Грозному) и получает яркое представление о произошедшей катастрофе. Издаются уникальные фотопортреты и графический автопортрет Ильина.
Ключевые слова
Михаил Ильин, новый документ, архитектура Подмосковья, разрушения, Отечественная война 1941–1945 гг., портреты ученого.
Хроника
Хроника реставрации
А. Л. Макарова, О. Е. ПолушкинаРеставрационные работы Межобластного научно-реставрационного художественного управления. Апрель — октябрь 2020 года
Выставки
А. Л. ГульмановВыставка «Книги пророков. Лицевая рукопись 1489 года»
Ю. В. РатомскаяО выставке «Брунов. Путешествие в Византию». Выставочный зал «Аптекарский приказ» в Музее архитектуры им. А. В. Щусева Декабрь 2019 — август 2020
Ю. В. РатомскаяВыставка «Калязин. Фрески затопленного монастыря» в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева