2019 № 2
Статьи
Аннотация
Изучение переписных книг Псковской земли позволяет определить происхождение ряда древних икон XIV в., в том числе образов Одигитрии и Вседержителя (Елеазаровского), прославившегося в Пскове как чудотворный (обе из Псковского музея), а также Бориса и Глеба (ГТГ), входивших в убранство собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1309), расписанного в 1313 г. При этом монументальная поклонная икона Одигитрии составляла единый ансамбль с изображениями преподобных в нижнем регистре фресок восточной стены храма, построенного на месте мученической гибели от рук немецких рыцарей первого игумена и братии и задуманного как патронально-поминальный пантеон. Композиция Одигитрии, восходящая к византийской иконографии типа кипрского образа Богоматери Аракиотиссы (1192), на Руси известна лишь по памятникам Пскова и, начиная с XIII в., становится здесь невероятно устойчивой. Уникальные особенности снетогорской иконы, прежде всего фигуры кадящих ангелов по сторонам Богородицы, объясняются поминальной функцией памятника. Художественные особенности не оставляют сомнений, что образ создавался одновременно с росписью собора 1313 г. его главным мастером, представлявшим ведущую линию искусства Пскова, отражавшую духовные поиски как крайней аскезы, центром которой в эти годы становится Снетогорский монастырь; так и идеалы городской элиты, чьи представители были его основными ктиторами.
Ключевые слова
Византийская и древнерусская живопись рубежа XIII–XIV в., Псков, Снетогорский монастырь, переписные книги монастырского имущества, художественный стиль, иконография Одигитрии.
Аннотация
В статье предложена целостная концепция идейной программы новгородской иконы «Святитель Николай с избранными святыми на полях» конца XII— начала XIII в. из собрания Третьяковской галереи. Несмотря на широкую известность и многократные публикации, икона никогда не изучалась монографически. Это стало возможным в 2017 г. благодаря ее комплексным технико-технологическим и иным исследованиям, предпринятым в Галерее в рамках подготовки к изданию тома Академического каталога, посвященного древнейшим, домонгольским иконам собрания. Пристальное рассмотрение памятника в контексте византийской и древнерусской художественной традиции XI–XIII вв., осмысление его изображений и их соотношения друг с другом в связи с аналогичными по времени житийными и богослужебными текстами приводит к ряду выводов. Вполне вероятно, что полуфигура святителя Николая в среднике восходит к одному из чтимых константинопольских образов (ближайшая иконографическая аналогия— мозаика в конхе южной алтарной апсиды кафоликона монастыря в Дафни, около 1100), список с которого мог оказаться в Новгороде при князе Мстиславе Владимировиче и позже тиражироваться. Необычность состава и порядка расположения палеосных святых, как и характер сопоставления изображений в среднике и на полях, указывает на то, что для составителя ученой богословской программы иконы было особенно важным показать целительную, благодатную для христиан силу апостольской Церкви, утвержденной на Руси. Это демонстрируют тонкие смысловые переклички и связи между образом святителя Николая Чудотворца в среднике, образом идеального пастыря, почитавшегося равным апостолам, и собором святых врачей, мучеников и чудотворцев на полях, двое из которых— князья Борис и Глеб — были первыми канонизированными русскими святыми.
Ключевые слова
Иконография, святитель Николай, избранные святые, искусство византийского мира, живопись Новгорода, богослужебные тексты, чудеса исцеления.
Тодич БраниславСербское искусство глазами писателей конца XIV — начала XV века
Аннотация
Статья посвящена изучению ряда текстов, описывающих произведения последней великой эпохи сербского средневекового искусства, которая связана с концом XIV и первым десятилетиями XV века и правлением князей и деспотов династий Лазаревичей и Бранковичей. Художественная реставрация была разносторонней и охватывала архитектуру, живопись, литературу и прикладное искусство. Новый творческий интерес сопровождался письменными композициями, посвященными церквям, которые были построены в то время или раньше и считались самыми красивыми произведениями искусства. Они были написаны самыми образованными людьми того времени: патриархом Данилом III, епископом Печа Марко, Андонием Рафаилом, Григорием Цамблаком, Константином Философом и другими писателями, имена которых остались неизвестными. Их описания монастырей похожи на византийские экфрасисы, с которыми эти писатели должны были быть знакомы. Такие описания никогда не появляются как самостоятельные произведения как в славянской, так и в сербской литературе, но всегда были частью других сочинений, обычно религиозного жанра.
Ключевые слова
Сербия, XIV–XV вв., искусство, литература, тексты об искусстве.
Аннотация
Статья посвящена стилистическому анализу малоизвестного произведения древнерусского среброделия — створчатой панагии, которая хранится ныне в Раифском монастыре Республики Татарстан. Сравнение художественных особенностей, рисунка, пластики и элементов пространственности с учетом иконографии и смысловой программы позволяют поставить мастера этого произведения в один ряд с лучшими художниками своего времени. Благодаря проделанной работе история древнерусского искусства получает еще один памятник эпохи позднепалеологовского влияния на художественную культуру Древней Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева (конец XIV — первая треть XV в.).
Ключевые слова
Панагия, Святая Троица, Андрей Рублев, Феофан Грек, византийское искусство, эпоха Палеологов, древнерусское искусство, торевтика (среброделие).
Аннотация
Заметка посвящена выяснению происхождения, атрибуции и уточнению датировки двух икон из ризницы Троице-Сергиевой лавры, попавших в частное собрание в Швейцарии. Одна из них — икона «Спас Вседержитель», датируется второй четвертью — серединой XV в., ее серебряный чеканный оклад сохраняет традиции столичных мастеров круга митрополита-грека Фотия. Вторая, также небольшая, пядничная икона, «Богоматерь Донская», второй половины XVI в., возможно, создана в стенах Троице-Сергиева монастыря местным иконописцем. Иконография «Донской» была популярна в стенах монастыря соответственно преданиям о присутствии иконы сходной иконографической редакции в битве на Куликовом поле 1380 г.
Ключевые слова
Древнерусская иконопись, частное собрание в Швейцарии, ризница Троице-Сергиевой лавры, проблемы атрибуции.
Аннотация
В белокаменную кладку трифолия на северном фасаде церкви Благовещения в Степановском включен блок с флоральным мотивом. Анализ его иконографии показал, что он предназначался для белокаменной резной декорации южной галереи Благовещенского собора и связанной с ним Большой Казенной палаты Государева Казенного двора. Работы в Кремле могут датироваться между 1551 и 1564 гг. После их завершения эта сполия была использована вместе с другим строительным материалом при строительстве храма в вотчине царского шурина, Н. Р. Захарьина-Юрьева. Анализ композиционных особенностей этого храма, технологии производства, а также идентификация сполии позволяют отнести его строительство к 1560‑м гг.
Ключевые слова
Зодчество эпохи Ивана Грозного, Никита Романович Захарьин-Юрьев, белый камень, крещатый свод, бесстолпные храмы, вотчинное строительство.
Смирнова Энгелина СергеевнаРусская икона XVI столетия с фигурой св. Трифона в образе воина
Аннотация
Почитание св. мученика Трифона в регионах православного мира было особенно распространено в землях южных славян и чаще всего ассоциировалось с образом юного мученика, покровителя крестьянских занятий. Между тем в русском искусстве известны его изображения как юного воина (самое древнее из сохранившихся, в Погодинском Прологе, относится к XIV в.). Образ св. Трифона как воина содержится и в небольшой иконе-пяднице XVI в. в сербском монастыре Хиландар на Афоне. Поскольку иконы этого особого формата обычно являлись миниатюрными репликами прославленных крупных икон, то следует предположить, что хиландарская икона повторяет храмовый образ XVI в. (не дошедший до нашего времени) из церкви Св. Трифона в Напрудном, на территории современной Москвы. Этот храм был связан с царским двором. Публикуемая хиландарская икона расширяет представление о придворной московской культуре того времени.
Ключевые слова
Монастырь Хиландар, русская икона, святые воины, иконы-пядницы, московское зодчество, храм Св. Трифона в Напрудном.
Аннотация
Статья посвящена изучению большой резной иконы Николая Чудотворца из собрания Русского музея. Используется иконографический и стилистический метод исследования. Учитываются материальные данные памятника и данные реставрационных исследований, проводившихся в Русском музее в 1940–1978 гг. Принимая во внимание известие о происхождении памятника из Новгорода, предлагается рассматривать его в контексте истории распространения и развития скульптуры в новгородско-псковских землях в середине XVI в. Проводится сравнительный анализ со скульптурой Николы Можайского 1540 г. из собрания Псковского музея и резным образом Параскевы Пятницы из Новгорода. Выдвигается версия, что резная икона Николы, ныне хранящаяся в Русском музее, была создана в 1540–1542 гг. по заказу владыки Макария для Новгорода по образцу псковской скульптуры.
Ключевые слова
Русский музей, история коллекций, древнерусская скульптура, новгородская пластика, резьба по дереву.
Аннотация
Воскресенские ворота (разобраны в 1930‑е гг.; восстановлены в 1995 г.) возникли как проездные арки в башне стены Китай-города, сооруженной в 1530‑е гг. В 1680 г. они получили надстройку, существенно изменившую их архитектурный облик. Обнаруженная подрядная запись и иные сведения, отражающие процесс их реконструкции, а также традиционная для конца XVII в. практика подсказывает, что перестройка 1680 г., скорее всего, не затронула пилоны ворот, а возможно, и связывавшие их арки. Рассматриваются архитектурно-художественные предпосылки их архитектурной композиции, выясняются непосредственный архитектурный прототип и аналоги. Показывается, что Воскресенские ворота были архитектурным и функциональным прототипом Триумфальных арок Нового времени.
Ключевые слова
Московское государство, Китай-город, Воскресенские ворота, древнерусское зодчество, археология, триумфальные арки.
Аннотация
В женских монастырях Архангельской губернии в ХIХ — начале ХХ в. развивались разнообразные художественные ремесла. Монахини и послушницы писали иконы и картины, вышивали церковные ткани золотом, жемчугом, бисером. Эти предметы продавали богомольцам. Устойчивые традиции женского рукоделия и иконописи были сформированы в Успенском Холмогорском, Свято-Троицком Шенкурском, Иоанно-Богословском Сурском и Ущельском Иовском монастырях. Лучшие изделия экспонировались на выставках в Архангельске и Санкт-Петербурге. Женские рукодельные мастерские обеспечивали быт и церковные потребности этих монастырей.
Ключевые слова
Икона, иконописец, монастырь, церковь, культура Русского Севера, Архангельская епархия, художественное ремесло.
Хроника
Хроника реставрации
Выставки
Бузыкина Юлия НиколаевнаИконописные сокровища Российской империи. Путешествие на Восток
Гульманов Алексей ЛеонидовичВыставка «Евангелие Исаака Бирева»
Конференции
Царевская Татьяна ЮрьевнаОбзор конференции «Антоний Римлянин и его время»