2021 № 2


Титульный лист
Содержание

Статьи

Е. В. Гладышева. Икона «Богоматерь Владимирская» первой трети XII века: соотношение изображений на лицевой и оборотной сторонах. Реставрационные исследования последних лет и иконографические аналогии


Аннотация

Статья посвящена осмыслению итогов технико-технологических исследований константинопольской иконы «Богоматерь Владимирская» первой трети XII в., которые проводились в Третьяковской галерее в 2006–2016 гг. группой специалистов во главе с реставратором Д.Н.Суховерковым. Одним из главных результатов этих исследований стало обнаружение на обороте иконы под композицией «Престол и Орудия Страстей», написанной московским художником в 1410-е гг., первоначального поясного изображения святителя, судя по иконографическим признакам—святителя Николая Мирликийского.

Это изображение, утраченное, вероятно, еще в первой половине XIII в., реконструируется по следам от гвоздей несохранившегося оклада на основе выполненных разными способами рентгенограмм. Иконографические аналогии, в которых Богоматерь с Младенцем в типе «Ласкающей» соотнесена с фигурами отцов церкви, в том числе— со святителем Николаем, свидетельствуют, что подобное сопоставление меняет смысл богородичного образа. Если первоначально такие образы сложились и воспринимались как страстные, то благодаря зрительным параллелям с изображениями святителей на первый план выходит тема заступничества, моления о милости к человеческому роду. Изучение исторических источников позволяет предположить, что заказчиком будущей Владимирской иконы в Константинополе был киевский князь Мстислав Владимирович (1125–1132), который предполагал поместить ее в одном из богородичных храмов великокняжеского Вышгорода— города, являвшегося одним из центров Никольского культа на Руси. Можно предположить, что именно по воле Мстислава на этой иконе были соединены изображения двух чтимых святынь византийской столицы— Богоматери с Младенцем и святителя Николая. 

Ключевые слова

Чудотворный образ, двусторонняя икона, технико-технологические исследования, иконографическая программа, цикл миниатюр

Д. А. Скобцова. Еще раз о датировке росписи основного объема Спасского храма в Полоцке


Аннотация

Статья посвящена проблеме датировки основного комплекса фресковой живописи Спасо-Преображенской церкви Евфросиниева монастыря в Полоцке, которая была возведена в XII столетии. Вопрос о времени создания памятника до сих пор остается дискуссионным, и в настоящей работе предпринята попытка его решения, исходя из стилистических особенностей росписи храма. Результаты сравнения полоцкой стенописи с произведениями 1120–1190-х гг. позволяют отнести ее к середине столетия (времени около 1161 г.). 

Ключевые слова

Изобразительное искусство византийского мира, монументальная живопись Древней Руси, фрески, датировка росписи, Полоцк, Спасо-Преображенский храм Евфросиниева монастыря, XII в.

А. Е. Мусин. «Придел» Святых Иоакима и Анны в киевском Софийском соборе: немного истории


Аннотация

В статье критически оценивается современная методология исследования иконографических программ древнерусского храма. Автор опровергает гипотезу о существовании в соборе Святой Софии в Киеве в XI в. придела Cвв. Иоакима и Анны, который появляется только в XVIII в. Статья подчеркивает отсутствие стабильного размещения протоевангельского цикла в системе декорации византийского храма XI в. Автор выдвигает предположение об изначальном совершении проскомидии в Софийском соборе в южной апсиде главного алтаря, на что может указывать изображенная здесь история свв. Богоотец. 

Ключевые слова

Софийский собор в Киеве, Каппадокия, церковь Cв. Софии в Охриде, Дафни, иконографическая программа, методология исследований, протоевангельский цикл, приделы, проскомидия.

А. А. Гиппиус, С. А. Лащук. Надписи на Васильевских вратах 1336 года


Аннотация

В статье представлен сводный каталог надписей на новгородских «Васильевских» вратах 1336 г., включающий в себя тексты, прочитанные впервые и ранее не опубликованные. Помимо самих надписей, в каталоге приводятся пояснения к прочтениям спорных мест, дается характеристика орфографии и комментируются источники надписей. Для сложно читаемых надписей— таких как комплекс текстов в композиции «Весы духовные» и надпись в клейме «Китоврас и Соломон»— впервые предлагается последовательная интерпретация, а для молитвы на нащельнике врат уточняется транскрипция и перевод, что позволяет полнее охарактеризовать литературную технику ее автора— архиепископа Василия Калики. 

Ключевые слова

Эпиграфика, Васильевские врата, надписи на церковных вратах, новгородская письменность, архиепископ Василий Калика.

Л. А. Беляев. Собор и кладбище. Высоко-­Петровский монастырь (Москва): находки, утраты, методические ошибки 2010‑х годов. Часть вторая


Аннотация

Вторая половина статьи о проблемах датирования архитектурных сооружений методами археологии и эпиграфики. Публикуются и анализируются надгробия XVI в., открытые при работах 2016 г. вокруг собора Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре (Москва). Надписи надгробий позволили уточнить дату начала строительства собора (не позднее лета 1512 г.). Для этого потребовалось доказать существование вторичных надгробий— повторений, реплик, несущих те же тексты, что и первоначальные камни. Приводятся характеристика плит XVI в., чтение их надписей. 

Ключевые слова

Археология позднего Средневековья, история архитектуры, хронология, методика исследований и реставрации, кладбище, надгробия, эпиграфика.

В. А. Киприн, В. А. Рябов, О. Г. Ким. Церковь Зачатия Св. Иоанна Предтечи на Волхонке. Новые сведения и опыт реконструкции


Аннотация

В статье приводятся новые архивные данные о московском приходском храме, разобранном в конце XVIII в.— церкви Зачатия Иоанна Предтечи, что на Ленивом торжку. Опубликованы вновь выявленные текстовые и графические документы, в том числе чертеж фасада храма 1792 г. На основе этих материалов выполнена архитектурная реконструкция храма, относившегося к кругу памятников нарышкинского стиля. 

Ключевые слова

Москва, история архитектуры, церковь, нарышкинский стиль, архитектурная реконструкция, архивные документы.

Л. М. Воронцова. Святые на полях иконы «Богоматерь Одигитрия» «моления чудотворца Сергия» XVII века


Аннотация

Икона «Богоматерь Одигитрия» из собрания СПМЗ, согласно монастырскому преданию, являлась «келейным» образом основателя Троице-Сергиева монастыря преподобного Сергия Радонежского. На боковых и нижнем полях иконы помещены изображения трех святых, имена которых в разные периоды времени определялись по-разному. Почитаемая икона подвергалась поновлениям и чинкам на протяжении столетий неоднократно. Во время одной из чинок изображения на полях были или написаны заново, или существенно поновлены. В статье рассматриваются иконографические особенности и состав изображений на полях иконы в определенные исторический периоды. 

Ключевые слова

Икона, Богоматерь Одигитрия, Сергий Радонежский, Троице-Сергиева лавра, приписные святые, иконография.

С. И. Баранова, Р. Р. Раимова. О происхождении изразцового декора Петропавловского собора в Казани


Аннотация

В статье впервые рассматривается изразцовый декор Петропавловского собора в Казани (1726), в котором отражена характерная для второй половины XVII в. традиция оформления зданий. Постройки первой трети XVIII в., сочетавшие в себе древнерусские, московские и европейские архитектурные элементы, украсили многие провинциальные столицы, в том числе и Казань. Отсутствие каких-либо документальных источников заставило обратиться ко всему массиву археологических находок, сделанных главным образом на территории Казанского кремля, а также в доме купца И.А. Михляева, на средства которого шло строительство собора. Изучение изразцовых групп и их сопоставление с группами изразцов, произведенных московскими мастерами, а также сравнение с их нижегородскими и балахнинскими аналогами, позволило сделать вывод о закупке готовых изделий в одном из крупнейших центров изразцового производства того времени— Балахне, что отразилось в оформлении (орнаментация, цвет) и конструкции (румпа) изделий. 

Ключевые слова

Петр Первый, Петропавловский собор, Казань, изразцовый декор, закупка изразцов, Балахна, археологические находки.

И. Л. Кызласова. Александр Иванович Анисимов: под покровом ангела


Аннотация

В статье впервые публикуется замечательный портрет выдающегося историка византийского и древнерусского искусства А.И. Анисимова (1877–1937), арестованного 6 октября 1930 г., отправленного в лагерь на Соловки и расстрелянного там. Рисунок датируется 1930 г. Художник Д.Н. Якунин (1891–1977) не упустил самую последнюю возможность запечатлеть своего друга: над его головой изображен ангел-хранитель как последний защитник. Приведена иконография изображений А.И. Анисимова. Впервые по документам восстановлены основные вехи биографии Д.Н. Якунина талантливого художника, родившегося в крестьянской семье. Возможно, статья послужит стимулом для поиска большого портрета А.И. Анисимова, выполненного маслом тем же мастером. 

Ключевые слова

Александр Анисимов, Виктор Лазарев, биография художника Дмитрия Якунина, неизвестный ранее графический портрет

Т. Е. Самойлова. Иконы из неизвестного угличского иконостаса. Проблема датировки


Аннотация

Пять деисусных икон, поступивших в Третьяковскую галерею из Углича, привлекли наше внимание высоким качеством живописи. В каталоге В.И.Антоновой и Н.Е.Мневой 1963 г. они были датированы концом XV в. на основании предположения о происхождении из Спасо-Преображенского собора в Угличе, чему не было найдено никаких подтверждений. В статье предпринята попытка стилистического и иконографического анализа угличских икон с целью уточнения датировки без привязки к гипотетическому происхождению. Проведенное исследование позволяет предложить иную датировку и высказать гипотезу о создании угличского деисуса либо в течение первого десятилетия XVI в., либо уже за его пределами, но не позднее 1516 г., и ввести этот памятник в круг искусства постдионисиевской эпохи. 

Ключевые слова

Деисус, иконы, иконография, стилистический анализ, постдионисиевская эпоха, искусство времени Дионисия, Угличское княжество, великий князь Василий III.

Хроника

Хроника реставрации 

П. А. Тычинская, В. Б. Калашников, Ю. А. Сычева, М. Л. Макарова. Реставрационная хроника. Май — декабрь 2021 года


Выставки  

Л. А. Лепшина. Выставка «Имени Твоему слава!» в Великом Новгороде

А. Л. Гульманов. Выставка «Святой покровитель. Икона Алексия человека Божия из собрания Владимира Некрасова»


Конференции

Т. Е. Самойлова. Конференция «Рождение царства. Эпоха Василия III» Российская академия художеств

А. В. Гамлицкий. «Графика в церковном искусстве конца XV — ​XIX веков». Международная научная конференция. Российская академия художеств. 15–17 декабря 2021 года