2020 № 1

Статьи

А. А. СлапиняДекорированные роговые пластины XII века из археологического слоя Пскова и сюжет борьбы кентавра со зверем в древнерусском искусстве

Аннотация

Статья посвящена исследованию изображений кентавров в искусстве Древней Руси домонгольского времени (до середины XIII в.). Проводится разделение значений слов «кентавр» и «китоврас». Древнерусские примеры сопоставляются с западноевропейскими и византийскими. Дается классификация известных в Средние века литературных сюжетов с кентаврами, нашедших отражение в изобразительном искусстве. В том числе выделяются изображения, ассоциированные со средневековыми «Аратеями», где в виде этих существ были представлены созвездия Центавра и Стрельца. Особое внимание в статье уделено двум костяным пластинам с изображениями кентавра и зверя, датированным XII в., из археологических раскопок в Пскове. Высказывается предположение о том, что эти образы иллюстрируют сюжет борьбы созвездий Центавра и Лупуса и созданы под влиянием западноевропейского искусства. В качестве иконографического аналога псковскому памятнику приводится пример из польского романского искусства XII в.— изображение на плите пола, найденное при археологических раскопках в г. Вислице (Польша).

Ключевые слова

Кентавр, китоврас, декоративно-прикладное искусство, древнерусское искусство, романское искусство, XII век, Псков, Вислица, астрономия, Аратея.

И. А. ШалинаДревняя икона Богоматери Одигитрии из Снетогорского монастыря и ее место в псковском искусстве (Продолжение. Начало см. вып. 2/2019)

Аннотация

Изучение переписных книг Псковской земли позволяет определить происхождение ряда древних икон XIV в., в том числе образов Одигитрии и Вседержителя (Елеазаровского), прославившегося в Пскове как чудотворный (обе из Псковского музея), а также Бориса и Глеба (ГТГ), входивших в убранство собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1309), расписанного в 1313 г. При этом монументальная поклонная икона Одигитрии составляла единый ансамбль с изображениями преподобных в нижнем регистре фресок восточной стены храма, построенного на месте мученической гибели от рук немецких рыцарей первого игумена и братии и задуманного как патронально-поминальный пантеон. Композиция Одигитрии, восходящая к византийской иконографии типа кипрского образа Богоматери Аракиотиссы (1192), на Руси известна лишь по памятникам Пскова и начиная с XIII в. становится здесь невероятно устойчивой. Уникальные особенности снетогорской иконы, прежде всего фигуры кадящих ангелов по сторонам Богородицы, объясняются поминальной функцией памятника. Художественные особенности не оставляют сомнений, что образ создавался одновременно с росписью собора 1313 г. его главным мастером, представлявшим ведущую линию искусства Пскова, отражавшую духовные поиски как крайней аскезы, центром которой в эти годы становится Снетогорский монастырь; так и идеалы городской элиты, чьи представители были его главными ктиторами.

Ключевые слова

Византийская и древнерусская живопись рубежа XIII–XIV вв., Псков, Снетогорский монастырь, переписные книги монастырского имущества, художественный стиль, иконография Одигитрии

Э. С. СмирноваНовооткрытая новгородская икона XV века «Избранные святые» в частном собрании в Москве. Особенности иконографии и стиля

Аннотация

Статья посвящена новгородской иконе XV в., «Избранные святые», которая в 2019 г. была приобретена формирующимся в Москве частным собранием Н.В.Шутова и раскрыта из-под потемневшей олифы В.В.Барановым. В основном, верхнем, ярусе иконы изображены свв.Власий, Василий Великий, Флор и Лавр (все, кроме Василия Великого, связаны с темой исцеления, при акценте на лечение скота, но с учетом и более широкого смысла), а в относительно узком нижнем ярусе— свв.Козьма, Демьян и Анастасия (все трое— с атрибутами врачей-целителей). Новооткрытое произведение относится приблизительно к середине— третьей четверти XV в. и является одной из лучших среди известных сейчас новгородских икон этого столетия. Возможно, героический оттенок в образной характеристике святых, представленных в новгородской иконе XV в., отражает сохранявшуюся в местном искусстве художественную традицию предшествующего столетия.

Ключевые слова

Икона, новгородская живопись, святые целители, избранные святые, двухъярусная композиция, вариации образов, традиции палеологовского искусства.

Г. П. ГеровНовгородский архиепископ Иона и род Медоварцевых

Аннотация

Статья посвящена отношениям новгородского архиепископа Ионы с семьей Медоварцевых. Сопоставление рассказа о детстве Ионы с летописными данными позволяет установить, что его отцом является умерший в 1410 г. новгородский посадник Юрий Дмитриевич. Подчеркивается роль Юрия и Якова Дмитриевичей в строительстве и посвящении церкви Чуда архангела Михаила в Хонех Аркажского монастыря и забота архиепископа Ионы о прославлении храма. Уточняется, какого возраста достиг Иона к моменту кончины, и его изображения рассматриваются в свете этой информации. Анализируются также некоторые особенности рассказа о детстве Ионы в Медоварцевском летописце.

Ключевые слова

Архиепископ Иона, Новгород, Отенский монастырь, ктиторский портрет, фрески, рукопись, лицевое шитье.

А. В. ЛаврентьевВладимир-на-Клязьме и художественная жизнь Москвы XIV–XV веков

Аннотация

В статье обсуждается вопрос о влиянии художественной жизни Москвы середины XIV — начала XV в. на состояние и судьбу памятников домонгольского времени на землях Великого княжества Владимирского. Успенский собор Владимира-на-Клязьме, постоянно пребывал в фокусе политической жизни великого князя Ивана Калиты и его потомков. Возвращение московскими мастерами храму златоверхого покрытия, появление здесь фресковых росписей и иконостаса кисти московских иконописцев, сохранение и преумножение московскими князьями храмовой казны Успенского собора демонстрируют особое место Владимира-на-Клязьме, второй на Руси после Киева «матери градов».

Ключевые слова

Владимир-на-Клязьме, Москва, архитектура, фрески, Успенский собор, Андрей Рублев, Свидригайло Ольгердович, Василий Ермолин.

И. А. СтерлиговаРезные иконы митрополита Виссариона в Музеях Ватикана: к истории русско-итальянских связей в XV веке

Аннотация

Обоснование атрибуции рельефов резной кости из Сокровищницы собора Святого Петра в Ватикане, принадлежавших митрополитам Исидору Киевскому и Виссариону Никейскому, как частей портативного моленного складня, изготовленного в конце 1430‑х гг. в Великом Новгороде. В качестве аргументов рассматриваются стилистические и иконографические особенности рельефов, а также их русские надписи и материал — моржовая кость.

Ключевые слова

Византийско-русско-итальянские связи первой трети XV в., древнерусские резные складни моржовой кости.

А. Ф. Литвина, Ф. Б. УспенскийБорис Годунов и его семья в зеркале русской средневековой многоименности

Аннотация

В настоящей работе предлагается новый взгляд на «антропонимическое досье» Бориса Годунова и членов его семьи. В свое время недостаточная осведомленность относительно структуры русской средневековой многоименности могла приводить не только к появлению в научных трудах лишних, никогда не существовавших людей, но и к возникновению у лиц вполне реальных — лишних, фантомных имен, которых у них не было, а зачастую и не могло быть. В статье рассматриваются имена, которыми царь обладал бесспорно, и те, что ему усваиваются в исследовательской литературе (Борис, Боголеп, Иаков, Богдан, Феодот). Особое внимание уделяется культу личных патрональных святых в семье Годунова, прежде всего св. Феодоту, и поднимаются вопросы, связанные с атрибуцией и датировкой отдельных артефактов.

Ключевые слова

Средневековая Русь, Борис Годунов, царевич Федор Борисович, имянаречение в допетровской Руси, мирская христианская двуименность, культ личных небесных покровителей.

С. Г. ЗюзеваПроисхождение «черневой гравюры» в русском ювелирном искусстве XVI века

Аннотация

Статья посвящена вопросу происхождения «черневой гравюры» на металле, получившей значительное развитие во второй половине XVI в. в ювелирном искусстве Москвы. В статье прослеживаются связи русского ювелирного дела и итальянского декоративноприкладного искусства, где техника черни была особенно распространена в церковном искусстве во второй половине XV— XVI столетии. В работе обосновывается новая атрибуция (1550‑е гг.) оклада иконы «Иоанн Предтеча» из коллекции Музеев Московского Кремля и выдвигается предположение, что оклад мог быть создан итальянским мастером.

Ключевые слова

Русское ювелирное искусство, XVI век, кремлевские мастерские, влияние итальянского искусства, чернь.

Н. В. ПивовароваСеребряные раки русских чудотворцев XVII века. К вопросу о конструктивных особенностях и декоративном оформлении драгоценных рельефных надгробий при первых царях из династии Романовых. Ч. I: произведения 1640-х годов

Аннотация

Статья посвящена анализу широко известных произведений древнерусского среброделия— ракам русских чудотворцев. Автор сосредотачивает внимание на фрагментах рак преподобных Александра Свирского, Кирилла Белозерского, Пафнутия Боровского, Саввы Звенигородского, а также анализирует данные письменных и графических источников, имеющих отношение к их изготовлению, конструкции и переделкам. Предлагается новая датировка рак преподобных Александра Свирского и Кирилла Белозерского; впервые публикуются тексты, находившиеся на стенках раки Кирилла Белозерского. В исследовании использованы документальные источники архива Оружейной палаты, впервые вводимые в научный оборот.

Ключевые слова

Рака, рельефное надгробие, Серебряная палата, Александр Свирский, Кирилл Белозерский, Пафнутий Боровский, Савва Звенигородский.

Е. В. Буренкова, А. В. Гамлицкий«Благовещение» Тициана из церкви Сан Сальвадор в Венеции и русская иконопись первой половины XVIII века

Аннотация

В статье впервые исследуются два произведения русской иконописи первой половины XVIII века, в которых использована в качестве образца картина Тициана «Благовещение» (1559–1564. Капелла Сан-Августин, церковь Сан-Сальвадор, Венеция). Это икона неизвестного мастера из иконостаса Троицкого собора, Псков (1704) и икона московского Емельяна Никитина (1730–1750‑е, Третьяковская галерея). Авторы предполагают, что русские иконописцы использовали гравюры Корнелиса Корта (около 1566) или Питера Гооссена (1640–1670‑е), воспроизводящие полотно Тициана. Установлено, что наряду с произведением Тициана, русские иконописцы привлекали и другие западноевропейские гравюры. Анализируя стиль, приемы живописи, методы интерпретации образца, авторы приходят к выводу, что икона Е.Никитина связана с традицией иконописи московской Оружейной палаты второй половины XVII в. Икона Троицкого собора в Пскове отмечает развитие тенденций европейского барокко в русской живописи. Обнаруженные авторами статьи две иконы являются самым ранним известным сегодня фактом обращения русских художников к искусству Тициана. Они отмечают сложную и противоречивую картину развития русской иконописи первой половины XVIII в., где возрастала роль новых европейских форм, которые соединялись с наследием искусства Позднего Средневековья.

Ключевые слова

Русское искусство XVII–XVIII вв., западные влияния, русская иконопись, Оружейная палата, Троицкий собор в Пскове, Тициан, Корнелис Корт, иконография сюжета «Благовещение».

Хроника